********************************************************************************************************
-
План работы муниципального методического объединения учителей начальных классов Северного района Новосибирской области на 2024 - 2025 учебный (скачать)
-
Самообследование результатов работы ММО учителей начальных классов Северного района Новосибирской области за 2024 - 2025 учебный (скачать)
-
Анализ результатов по оценке сформированности функциональной грамотности в начальных классах в ОО Северного района Новосибирской области в мае 2025 года (скачать)
23.04.2025 г. прошло заседание муниципального методического объединения учителей начальных классов по теме: «Задачи и перспективы: подводим итоги работы учителей с обучающимися начальной школы». Заседание провела руководитель ММО Краснова Ольга Валериевна, учителей начальных классов МКОУ Северной СШ. На заседании присутствовали учителя начальных классов из 8 образовательных организаций Северного района.
Ольга Валериевна ознакомила коллег с материалами стратегической сессии «Обеспечение качества начального общего образования в соответствии с ФГОС и ФОП НОО: стратегия методической работы ШМО учителей начальных классов на 2025-2026 учебный год», направленной на обеспечение качества начального образования с учётом современных нормативных документов. Анна Молокова, проректор по научно-методической работе и цифровизации, заведующий кафедрой начального образования, обозначила цели и планируемые результаты сессии, привела пример реализации метода «Пила» в образовательном процессе начальной школы. Шесть ключевых приоритетов, предложенных для рассмотрения участникам сессии, были связаны с:
- положениями Национального проекта «Молодёжь и дети»;
– Указом Президента Российской Федерации (далее – РФ) от 08.05.2024 № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения»;
– Комплексным планом мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года, утверждённым Распоряжением Правительства РФ от 19 ноября 2024 г. № 3333;
– Приказом Министерства просвещения РФ от 09.10.2024 № 704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования».
Итогом стратегической сессии стали шесть согласованных всеми участниками матриц приоритетов планирования методической работы на 2025/2026 учебный год. Рефлексивный этап сессии включал коллективно-распределенный анализ профессиональных приращений каждого участника в позициях «Я – учитель» и «Я – Руководитель ММО».
Опыт работы по формированию и развитию читательской функциональной грамотности обучающихся для достижения планируемых результатов (с учётом содержания ФООП) по учебным предметам: «Русский язык», «Окружающий мир», «Литературное чтение» представили:
- Андреева Елена Карловна, учитель начальных классов МКОУ Северной СШ, рассказала о формировании читательской грамотности на уроках математике и окружающего мира. Елена Карловна напомнила, что основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Учитель продемонстрировала приёмы и формы работы, которые оказывают практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности обучающихся. На уроках окружающего мира учитель формирует у обучающихся следующие умения: работа с картой и таблицами; делать наблюдения; проводить эксперименты и исследования и т.д. На уроках математике учитель не только формирует вычислительные навыки, но и умения анализировать, принимать взвешенные решения, формулировать объективное мнение, способность ребенка использовать математические знания в разных контекстах познание окружающего мира средствами математики.
- Лушникова Анастасия Романовна, учитель начальных классов МКОУ Верх-Красноярской средней школы, рассказала о формировании читательской грамотности на уроках литературного чтения. Своё выступление учитель начал со слов В.А.Сухомлинского «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Далее были представлены приёмы для формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения: чтение в слух; составлением таблицы, схем; дискуссии и обсуждения; создание литературных проектов; крестики-нолики; письмо от имени героя и т.д. Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах жизни. Учитель создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию функциональной грамотности школьников.
- Клещенко Лариса Петровна, учитель начальных классов МКОУ В- Красноярской средней школы. Она познакомила коллег с образовательной технологией - шестиугольное обучение, которая позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы обучающихся, что приводит к повышению эффективности занятий. Шестиугольное обучение позволяет задействовать уже имеющиеся у обучающихся знания, создать условия для осмысления нового материала в активной форме, что приводит к повышению эффективности занятий. Суть метода в том, что каждая из шестиугольных карточек — это формализованные знания по определённому аспекту. Это могут быть понятия, даты, причины и последствия каких-то событий. Ученикам даётся время для изучения текста, для погружения в учебную проблему. Работа обучающихся заключается в том, чтобы, выявив определённые связи, соединить шестигранники, то есть, состыковывая две фигуры, обучающиеся должны объяснить, как связаны представленные на них аспекты изучаемой темы.
Далее Фролова Елена Михайловна, методист МКУ «ИМЦ» рассказала о результатах конкурсов «Мой лучший урок», «Мой лучший проект». Она отметила:
-конкурс «Мой лучший проект». Представленные на конкурс проектные работы отражают: практическую направленность проекта и значимость выполненной работы; аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов; степень самостоятельности в выполнении работы; качество оформления проекта; использование наглядных средств; объем и глубина знаний по теме. Учителям обратить внимание на: цели и задачи; этапы выполнения проекта; культуру речи; требования к содержанию и оформлению проектных работ (согласно положению). Проектная работа должна соответствовать возрасту обучающегося. Используемый материал с Интернет - сайта перерабатывать с учётом возрастных особенностей ребенка;
- конкурс «Мой лучший урок». В представленных на конкурс материалах (документ в формате Word с ссылкой на видеоурок, отзыв руководителя ШМО о применении изложенных идей в образовательном процессе) отметить: реализацию системно-деятельностного подхода; формирование функциональной грамотности обучающихся; создание условий для активной самостоятельной деятельности обучающихся; приёмы, формы организации учебной деятельности; доступность подачи материала, наглядные материалы.
Учителям обратить внимание на: цели и задачи; предметную компетентность; информационно-коммуниционные технологии (ИКТ-технологии); использование проектора на уроке; речевую культуру; демонстрацию результативности урока, применение современных средств и способов оценивания.
Коллегам были даны рекомендации по устранению допущенных «ошибок» в конкурсных материалах, а также использовать в работе методическое пособие «Современный урок –ФГОС».

21 февраля 2025 года состоялось заседание муниципального методического объединения учителей начальных классов по теме «Современные дидактические инструменты достижения планируемых результатов в рамках предметов в начальной школе с содержанием ФОП НОО». Заседание провела Краснова Ольга Валериевна, руководитель ММО учителей начальных классов. На заседании присутствовали учителя начальных классов из 7 образовательных организаций Северного района.
По вопросу «Опыт работы с обучающимися, испытывающими трудности в обучении при изучении учебного предмета «Математика», «Русский язык» выступили учителя начальных классов:
- Рудко Юлия Ивановна (МКОУ Северная СШ). Юлия Ивановна представила видеофрагменты уроков по математике и русскому языку, где наглядно было показано, как она работает с обучающими, испытывающими трудности в обучении по данным предметам. В своей работе Юлия Ивановна при объяснении нового материала, при повторении и закреплении материала использует следующие приёмы: «Памятка», «Алгоритм», «Опорные схемы», «Чтение по картинкам», приём «умышленных ошибок», «Доброе слово за любую работу», «Работа со словарями»; методы «Словесный», «Наглядный», «Практический» и др. А так же групповую, парную и индивидуальную работу.
- Гришмановская Наталья Дмитриевна (МКОУ Биазинская средняя школа). Наталья Дмитриевна рассказала, что изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни. Ведь кроме предоставления младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирования соответствующих умений, уроки математики обеспечивают общее интеллектуальное развитие детей, формирование основ логического мышления, пространственного воображения. Ребенок учится вести поиск информации, приобретает привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы. У него формируется потребность узнавать новое, расширять свои знания. Но математика дается детям намного труднее, чем, скажем, русский язык. Причин затруднений в изучении математики довольно много.
Но преодолеть затруднения можно! В своей работе учитель использует:
- занятия и игры, развивающие мелкие дифференцированные моторные акты и двигательные умения;
- упражнения «Графический диктант», «Корректурная проба», на классификацию «Лишняя фигура (предмет)»; «Пальчиковая гимнастика»;
- задания «Четвертый лишний», «Классификации», «Математические ребусы»;
- приёмы «Пронумеруем ряд», «Ряд чисел», «Верни число на место», «"Соседи" нашего числа»;
- игры: «Разложи по порядку»; «Муха».
При решении задач просит ребенка объяснить решение задачи, ход своего мыслительного процесса; используй упражнения типа «Найди такой же. Расскажи про него», они способствуют развитию способности запоминания, необходимого для успешного решения задач. Для развития внимания дает ребенку упражнения :«Что пропало?», «Что изменилось?», «Чем отличаются?». Чтобы повысить уровень познавательной активности, сформировать внутренний план действий, предлагает ребенку задачи на расхождение сюжетного и арифметического действий, с недостающими и лишними данными, на вычленение математического содержания.
Добровольская Наталья Андреевна, учитель начальных классов МКОУ Северной СШ, рассказала о работе с детьми через проектную деятельность. Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития обучающихся, развивается их активность, которая приводит к большей самостоятельности, укрепляется чувство социальной ответственности.
По вопросу «Разбор решений заданий муниципального этапа ВОШ» выступила Клещенко Лариса Петровна, учитель начальных классов МКОУ В-Красноярской средней школы. Она рассказала о методических рекомендациях по составлению олимпиадных заданий, о подробном разборе решений заданий по математике и русскому языку.
Далее Фролова Елена Михайловна, методист МКУ «ИМЦ», познакомила с приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 № 704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (зарегистрирован 11.02.2025 № 81 220). В приказе прописаны кодификаторы ОГЭ, ЕГЭ по всем учебным предметам, а также универсальные кодификаторы распределенных по классам проверяемых элементов содержания и требований к результатам освоения основной образовательной программы 1?11 классам для процедур оценки качества образования. Универсальные кодификаторы для процедур оценки качества образования включены в состав федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования; от 06.11.2024 №779 «Об утверждении перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования».

18 ноября 2024 года прошло заседание муниципального методического объединения учителей начальных классов «Семинар – практикум «Повторение и систематизация, контроль и учет учебного материала в рамках ФГОС и ФОП на уроках как важные компоненты текущего и итогового контроля – ВПР 2025 г.» (мастер- классы). Заседание провела Краснова Ольга Валериевна руководитель ММО учителей начальных классов МКОУ Северной средней школы. На заседании присутствовали учителя начальных классов из 8 образовательных организаций Северного района.
По вопросу «Анализ результатов ВПР за 2023-2024 учебный год» выступила Фролова Елена Михайловна, методист МКУ «ИМЦ». Она озвучила приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 13.05.2024 №1008 «Об утверждении состава участников, сроков и продолжительности проведения всероссийских проверочных работ в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также перечня учебных предметов, по которым проводятся всероссийские проверочные работы в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, в 2024/2025 учебном году» (Зарегистрирован 29.05.2024 № 78327), письмо Рособрнадзора от 27.06.2024 N 02-168 «О направлении методических документов, рекомендуемых при подготовке и проведении в 2024/2025 учебном году мероприятий по оценке качества образования» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке и проведению всероссийских проверочных работ в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, в 2024/2025 учебном году»); познакомила педагогов с анализом результатов ВПР за 2023-2024 учебный год. Обратила внимание педагогов на задания, в которых дети испытывают затруднения: мат.-ка:4; 5(2); 7; 8; 9(1,2); 10; 11; 12; русский язык: 1К1; 6; 10; 13(2); 15(1,2); окружающий мир: 3(1); 3(3); 6(2,3); 10(2,3); с универсальным кодификатором распределенных по классам проверяемых элементов содержания и требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебным предметам «Математика», «Русский язык», «Окружающий мир», «Литературное чтение»; с приёмами «Закладка», «Орфографическое чтение», «Письмо учёному соседу», «Орфографические задачи» и другие; с классификацией упражнений, которую описывает М. Р. Львов; с конструктором задач на развитие и оценку компетентности; сделала обзор методических пособий «Работа с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности при изучении учебного предмета», «Методика работы с обучающими, испытывающими трудности в обучении», «Методика развития речи младших школьников», «Правописание в начальных классах», «Современный урок –ФГОС». А также была представлена ссылка на сайт «Издательство «Легион» на просмотр вебинара «ВПР в начальной школе. Математика, русский язык, окружающий мир: актуальные проблемы, планируемые результаты».
Семинар продолжили учителя начальных классов МКОУ Северной СШ. Они подготовили и провели мастер-классы по предметным дефицитам обучающихся, выявленных в результате выполнения ВПР по математике, русскому языку, окружающему миру. Оксана Николаевна Пинтусова в рамках мастер-класса «Методика формирования общего умения решать задачи-основного дефицита по результатам ВПР по математике» организовала командное взаимодействие коллег в группах. Педагоги были ознакомлены с этапами решения задачи, с приёмом «До и после», затем выполняли практические задания, актуализировали знания. В завершении группы презентовали свою работу. Курочкина Мария Ильинична провела мастер – класс «Выявление профессиональных дефицитов по результатам ВПР по русскому языку», познакомила с приёмом «Сила обратной связи», а так же дала советы и рекомендации для организации эффективной обратной связи. Михайлова Тамара Юрьевна провела мастер-класс «Развитие навыков смыслового чтения на уроках учебного предмета «Окружающий мир». Педагоги работая в группах, решали методическую проблему развития навыков смыслового чтения при работе с научно-познавательными, справочными, художественными текстами на уроках «Окружающего мира», обсуждали причины профессионального дефицита, познакомились с методами и приёмами, направленными на развитие навыков смыслового чтения на уроках учебного предмета «Окружающий мир». Краснова Ольга Валериевна провела мастер –класс «Методические решения для развития навыков выразительного чтения в начальной школе». Педагогам было предложено изучить статьи по проблеме выразительного чтения, затем в процессе командной работы обсудить и зафиксировать методические решения, ответить на поставленные проблемные вопросы. Итог работы представить педагогам. По теме «Образцы и описания проверочных работ для проведения ВПР в 2025 году (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, иностранный язык)» выступила Веселова Валентина Ильинична, учитель начальных классов, МКОУ Остяцкой ОШ. Она показала примерные образцы проверочных работ для проведения ВПР в 2025 году и рассказала об изменениях. Одним из главных новшеств станет переход к электронному формату проведения ВПР. Важное изменение касается оценки за ВПР. Теперь она будет выставляться в журнал, влияя на итоговую оценку по предмету. Это подчеркивает важность ВПР, требующего серьёзного подхода как со стороны учеников, так и учителей. Математика и окружающий мир. Эти предметы остаются без изменений в заданиях. В заданиях по русскому языку оставлена только вторая часть, задания без особых изменений. Литературное чтение - впервые введённый предмет. Задания по литературному чтению будут соответствовать требованиям ФГОС НОО и ФОП НОО.
А так же коллеги были ознакомлены с материалами проектировочной сессии «Проектирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФОП НОО в контексте создания условий формирования читательской грамотности». Анна Молокова, проректор по научно-методической работе и цифровизации, заведующий кафедрой начального образования, провела мотивационно-целевой этап сессии и отметила, что совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников, избранных руководителями ММО учителей начальных классов, должно осуществляться как в части проектирования учебного занятия так и улучшения качества реализации методической работы в этом направлении. Продуктом сессии стали проекты уроков по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру, представленные в ходе подготовленных на их основе мастер-классов. Специалисты кафедры начального образования: Наталья Лукашенко, Елена Погребняк, Татьяна Смолеусова и Елена Крамер способствовали созданию проектов и мастер-классов, которые провели руководители ММО.
Педагогам был предоставлен материал для использования в работе.



06.09.2024г. прошло заседание муниципального методического объединения учителей начальных классов по теме: «Актуальные методические вопросы реализации ФГОС и ФОП НОО в части обучения и воспитания младших школьников: приоритетныезадачина2024/2025учебныйгод». Заседание провела Краснова Ольга Валериевна руководитель ММО учителей начальных классов МКОУ Северной средней школы. На заседании присутствовали учителя начальных классов из 9 образовательных организаций Северного района.
Ольга Валериевна ознакомила коллег с материалами методической сессии, которые были представлены в рамках XXIV съезда работников образования Новосибирской области «Педагог и Семья: вместе создаем Будущее Новосибирской области», организованной специалистами кафедры начального образования НИПКиПРО, по теме «Методические аспекты обеспечения качества образовательного процесса в начальной школе». Были озвучены лучшие практики методической работы в муниципальных системах образования, направленной на устранение профессиональных дефицитов учителей начальных классов; актуальные методические вопросы реализации ФГОС и ФОП НОО в части обучения и воспитания младших школьников. В роли научных консультантов при подготовке мастер-классов выступили специалисты кафедры начального образования: заведующая кафедрой Анна Молокова, профессор кафедры Татьяна Смолеусова, старший преподаватель Наталья Лукашенко, доценты кафедры Елена Погребняк и Елена Крамер, методист Виктория Понуровская. Педагогам было предложено ознакомиться с материалами, представленными специалистами кафедры НИПКиПРО и провести мастер-классы на следующем заседании ММО.
По вопросам «Анализ работы ММО за 2023 -2024 учебный год», «Результаты педагогической диагностики с целью определения профессиональных дефицитов педагогов, затрудняющих формирование функциональной грамотности обучающихся, проведённого в ОО в мае 2024 г.», «Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение в условиях реализации обновленного ФГОС НОО и ФОП НОО» выступила Фролова Е.М., методист МКУ «ИМЦ». Она познакомила коллег с анализом работы ММО учителей начальных классов за 2023-2024 учебный год. Отметила, что все запланированные мероприятия выполнены согласно плану, хорошую подготовку коллег к выступлениям, по обмену опытом работы по различным направлениям функциональной грамотности. Наряду с положительными результатами Елена Михайловна отметила, что нужно активизировать работу в конкурсах профессионального мастерства, сделала акцент на основные задачи, стоящие перед учителями начальных классов Северного района на 2024- 2025 учебный год. Далее Елена Михайловна продолжила своё выступление по вопросу «Результаты педагогической диагностики с целью определения профессиональных дефицитов педагогов, затрудняющих формирование функциональной грамотности обучающихся, проведённого в ОО в мае 2024 г.». Она сделала акцент на то, что цель данной диагностики - анализ уровня сформированности различных видов функциональной грамотности выпускников начальной школы для принятия решения совершенствования образовательного процесса. Были представлены качественные показатели выполнения заданий, обучающихся 4 класса по 6 направлениям сформированности ФГ (читательской, математической, финансовой и естественнонаучной грамотности, глобальных компетенций, креативного мышления). А также задания, вызвавшие затруднения у обучающихся 4 класса. Результаты педагогической диагностики было предложено направить в письменной форме в каждое общеобразовательное учреждение Северного района для дальнейшей коррекционной работы с обучающимися. В рамках вопроса «Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение в условиях реализации обновленного ФГОС НОО и ФОП НОО» были рассмотрены: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2024); нормативные правовые документы, регулирующие обновление ФГОС НОО и ФОП НОО; приказы Министерства просвещения Российской Федерации от 22 января 2024 г. № 31 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования», от 1 февраля 2024 г. № 67 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»; приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 13.05.2024 №1008 «Об утверждении состава участников, сроков и продолжительности проведения всероссийских проверочных работ в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также перечня учебных предметов, по которым проводятся всероссийские проверочные работы в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, в 2024/2025 учебном году» (Зарегистрирован 29.05.2024 № 78327), «Письмо Рособрнадзора от 27.06.2024 N 02-168 «О направлении методических документов, рекомендуемых при подготовке и проведении в 2024/2025 учебном году мероприятий по оценке качества образования» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке и проведению всероссийских проверочных работ в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, в 2024/2025 учебном году»), «Новый федеральный перечень учебников (ФПУ) – 2024»; методические рекомендации для учителя «Система оценки предметных результатов обучения в начальной школе».
Прошло обсуждение проекта плана работы ММО учителей начальных классов на 2024-2025 учебный год. Ольга Валериевна предоставила на обсуждение проект плана работы ММО: в течение года состоится 4 заседания. Был сделан акцент на то, что план очень насыщенный, требует огромных усилий слаженной работы всех коллег района. Нужно обратить внимание на то, что будет продолжена работа по формированию и оценки функциональной грамотности обучающихся, по подготовке обучающихся к ВПР по новым требованиям.
На завершающем этапе заседания был рассмотрен вопрос об организации работы школьного и районного этапов олимпиады младших школьников по русскому языку и математике.