Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

                                                                                

                                        МКУ "ИМЦ"

Северный район, Новосибирская области

 

Инновационная деятельность

 

  Реализация предтекстовых стратегий на уроках

русского языка и литературы (из опыта работы)

Тимошенко Е.А, учитель русского языка и литературы

МКОУ Северной СШ

По мнению Н.Н.Сметанниковой, долгосрочное воспитание человека читающего, чтеца и читателя в одном лице,  требует «стратегиального подхода». Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением содержания прочитанного. К ним относятся стратегии воспроизведения текста с различной степенью развернутости и сжатости (конспект, аннотация, реферат,  резюме, трансформации текста в другую форму: сценарий, пьеса, стихотворение, синквейн, иллюстрация, плакат и пр.).   Среди стратегий чтения наибольшее распространение получили такие, которые могут использоваться для обучающихся различного возраста, уровня знания языка изложения материала и интеллектуального развития. Кроме того, использование стратегий должно развивать несколько видов речевой деятельности на одном уроке, но не требовать сложной подготовки от учителя. У меня, как у каждого педагога, есть свой список «Любимых» стратегий:

Предтекстовая стратегия

Характеристика

Эффективность

Цель: постановка цели и задач чтения, мотивирование читателя, актуализация предшествующих

знаний, диагностика текста, формирование установки чтения с помощью вопросов или заданий, определение скорости чтения и количества прочтений.

Ориентировочные стратегии достаточно новое явление в работе учителя литературы. Но уже сейчас, я могу с уверенностью сказать, что эта работа помогает ребятам определить тип чтения: аналитический или ознакомительный, цели и задачи, «включить» их словарный запас: понятия, термины, ключевые слова.

Фрагменты уроков, иллюстрирующие приемы стратегии:

1.Создание глоссария.Цель стратегии – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. Ход работы на уроке по русскому языку, обобщение по теме «Второстепенные члены предложения» 5 класс:

- Мы завершаем изучение сложной темы раздела «Синтаксис», давайте попробуем записать все новые термины, изученные на последних уроках, а потом необходимо будет вспомнить определение и привести пример

- определение, обстоятельство, дополнение (нужно обратить внимание, чтобы в этот список не попали такие термины, как обращение, вводные слова…);

2.Постановка предваряющих чтение вопросов. Рассечение вопроса

Цель стратегии: актуализация имеющихся знаний по теме текста.

Ход работы на уроке русского языка по теме «Слитное и раздельное написание не с причастиями» - 7 класс:

- Мы уже изучали написание  не с различными частями речи, давайте порассуждаем, какие правила могут помочь.

- слитно, если не употребляется без не, например, негодующий; раздельно, если кратка форма, или есть противопоставление. Например, не прочитана; не отваренные, а запеченные…

 Урок литературы по теме: Как связан авторский замысел с названием сборника «Повести Белкина» А.С.Пушкина - 7 класс)

- Давайте вспомним содержание изученных произведений, кто становится рассказчиком историй? Что общего у всех героев?

-  Особенность этих рассказов  в том, что все они принадлежат людям одного миропонимания. У них разные профессии, но относятся они к одной провинциальной среде - деревенской или городской. Это  позволяет Пушкину объединить повести одним рассказчиком - Иваном Петровичем Белкиным, который им духовно близок.

3. Мозговой штурм (дерево предсказаний, ассоциативное поле).

Цель стратегии: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

Ход работы на уроке литературы по теме «Нравственные уроки рассказа К.Паустовского «Теплый хлеб» - 5 класс:

- Какие ассоциации вызвало у вас название рассказа? О чем пойдет речь?

- О свежеиспеченном хлебе, о труде хлебороба, о голодных или замерзающих людях, для которых хлеб – это спасение, о военных, тяжелых годах…

Давайте начнем читать рассказ, а наши предположения оставим и в финале урока к ним вернемся…) Очень яркими получаются обсуждения названий девятиклассниками «Мертвые души»Н.В.Гоголя, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

4.Предварительные организаторы чтения, Стратегия «THIEVES»

Цель стратегии: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.

Ход работы на уроке литературы по теме «Жанровое своеобразие произведения Ф.М.Достоевского «Белые ночи» - 9 класс:

- Давайте сначала просмотрим текст перед внимательным медленным чтением по определенному алгоритму. Т – заголовок. Что за заголовок?

- «Белые ночи», место действия – Петербург, романтическое и таинственное время, это возможность неожиданных происшествий, любовных история…

- H – подзаголовок. Что эти подзаголовки говорят вам о содержании текста? Как превратить этот подзаголовок в вопрос и как может звучать предполагаемый ответ на него?

- «Из воспоминаний мечтателя». Это главный герой.  Мы называем мечтателями разных людей: и ленивых, как Манилов, и верящих в чудеса, как Ассоль… Чаще всего это романтические, чувствительные люди.

-Буква I – введение. Это введение в тему? Как первый абзац предвосхищает основной текст? Что он сообщает нам по теме чтения?

- «Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое звездное, такое светлое, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя, неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?» Это первые предложения, которые показывают нам, что рассказ ведется от первого лица. Главный герой  тонко чувствует красоту природы и несправедливость окружающего мира.

-  E – каждое первое предложение в параграфе, названия глав. Из чего складывается текст произведения?

- в романе всего 4 главы, которые носят название «Ночь первая», «Ночь вторая», а также отдельно выделена «История Настеньки» и «Утро». 

- V – изображения и термины. Есть ли в тексте картинки, ссылки…

- Роман начинается с эпиграфа. Это строки И.С.Тургенева о несчастной любви, о невозможности чувства. Еще в тексте учебника есть иллюстрации города, и девушки. Выражение ее лица говорит о сомнениях, ожиданиях и обиде.

- E – вопросы в конце главы (работа по тексту). Вам необходимо определить главную мысль каждой главы и сформулировать к ней вопрос.

- Ночь первая. Почему герой страдает и гуляет по ночам? Чем эта светлая ночь отличалась от всех остальных?

- S – суммирование, обобщение.  Формулируем его самостоятельно, опираясь на вопросы в финале каждой главы.

-  Автор показывает образ «маленького человека», его доброту, искренность, одиночество. Его способность понять другого, сопереживать от чистого сердца помогает ему впервые в жизни познакомиться с девушкой. Настенька становится «лучом света» в его одинокой, безрадостной жизни. Их мечты о счастье оказались несбыточными, но Мечтатель не винит героиню. Он благодарен девушке за то, что она была в его судьбе.

5. Припоминание важной информации. Ориентиры предвосхищения.  Цель стратегии: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

Ход работы на уроке литературы по теме « Идейное содержание рассказа Н.В.Гоголь «Портрет» -8 класс

Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны (аргументируйте точку зрения, опираясь на прочитанный текст)

До чтения текста

Суждения

После чтения

1.Каждый вид искусства уникален.

2. Очень часто портреты одного и того же человека не похожи, так как каждый художник видит по-своему.

1.Живопись – один из самых сложных видов искусства.

2.Портрет – это произведение, в основе которого всегда лежит сходство.

3.Чтобы стать известным живописцем, нужен великий талант.

4.Искусство всегда выше материальных ценностей.

2.Чартков вспоминал слова профессора: « …Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант»

3. «С грустью принялся он изглаживать то, что кисть его заставила выступить на полотно…  Но дама была довольная тем, что обидный колорит был изгнан вовсе».

4. Чартков вспомнил одного из своих товарищей: « … всем пренебрегал он, все отдал искусству…вынес он из своей школы величавую идею созданья, могучую красоту мысли, высокую прелесть небесной кисти»

 6.Зрительная представленность прогнозируемого содержания текста.

Цель стратегии: смысловая догадка о возможном содержании текста на основании представленных иллюстраций, вариантов оформления произведения, мотивация ученика.

Ход работы на уроке литературы в 8 классе по теме «История любви в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени»:

- Обратите внимание на представленные варианты оформления рассказа А.И. Куприна  «Куст сирени».  Предположите, о чем  это произведение?

      

- Это какое-то памятное место для героев рассказа; это куст, возле которого разворачиваются все важные события;  это символ расставания героев…

-  Хорошо, мы вернемся к вашим предположениям после прочтения рассказа, но мне хотелось бы услышать ваше мнение об этом растении. Чем оно необычно, почему может стать символом?

- Это кустарник, но он цветет очень красиво. Его соцветия очень нежных оттенков: от бледно – розового до темно-фиолетового. Сиреневый цвет – это цвет весны, надежды, обновления, радости, тепла…

6. Беглый обзор материала.

Цель стратегии: вызвать интерес к тексту или теме урока.

Ход урока по русскому языку «Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях» - 9 класс:

- Просмотрите параграф по данной теме, обратите внимание на заголовки подпунктов, сравните с уже изученными темами.

- В этой теме есть подпункты: определение, знаки препинания: запятая, точка с запятой, тире и двоеточие. В предыдущих параграфах по темам ССП И СПП была представлена таблица с союзами и союзными словами, здесь нет. Поэтому эти предложения и называются «бессоюзные».Но здесь большая часть текста связана с особенностями интонации, значит здесь нам нужно будет разобраться.

    Итак, обучение ориентировочным стратегиям чтения развивает у обучающихся умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном, включает мотивацию, что помогает читателю выбирать вид чтения, определять тип текста, соотносить со своими ожиданиями и жизненным опытом, осознанно выбирать способы работы с учебным материалом.

Литература:

1.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Шаповал С.А. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 кл. – М.: Астрель-АСТ, 2001.

2.Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах: пос. для учителей. – М.: Просвещение, 2014. – 192 с.

3.Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М., 2011. – 128 с.

4.Формирование универсальных учебных действия в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"