********************************************************************************************************
-
План работы муниципального методического объединения учителей биологии, химии Северного района на 2023 - 2024 учебный год(скачать)
-
Самообследование результатов работы ММО учителей химии, биологии Северного района за 2023/24 учебный год(смотреть)
-
Результаты муниципального мониторинга естественно-научной функциональной грамотности среди обучающихся 7 классов муниципальных казенных общеобразовательных учреждений Северного района Новосибирской области (смотреть)
26.04.2024 на базе МКОУ Северной СШ прошло заседание ММО учителей химии и биологии по теме «Педагогическая деятельность учителей биологии и химии как условие качественного образования при реализации ФГОС и ФООП».
Цель: Рассмотреть системность использования комплексных заданий, стимулирующих основные слагаемые функциональной грамотности в учебном процессе как один из факторов повышения качества образования.
В рамках заседания были рассмотрены следующие вопросы:
- Обсуждение материалов стратегической сессии, предоставленных кафедрой естественно-научного образования НИПКиПРО по единой региональной теме методической работы (Шуршева С.В., руководитель ММО).
- Практикум для учителей района: «Как подготовить ребенка к практической части ОГЭ по химии».
- «Эффективные виды и формы работы учителя по формированию профориентации обучающихся на уроках биологии и химии» (Воробьева М.Ф., учитель химии МКОУ Гражданцевской средней школы).
По первому вопросу руководитель ММО учителей биологии и химии Шуршева С.В. обобщила работу ММО в 2023-2024 учебном году, работу по переходу на обновленный ФГОС и приведение программ по биологии в соответствии с ФООП. Педагоги обсудили организацию работы по биологии в 9 классе в следующем учебном году, говорили о необходимости создания дополнения к пояснительной записке в рабочей программе, усилить биологическую составляющую в курсе биология в 9 классе в группе тем через региональную составляющую, а также о необходимости использования виртуальных лабораторных работ.
На следующем этапе заседания педагоги выполнили практическое задание, цель которого было: рассмотреть системность использования комплексных заданий, стимулирующих основные слагаемые ФГ в учебном процессе как один из факторов повышения качества биологического образования. В ходе выполнения задания педагоги смогли обозначить содержание проблемных для учителя блоков школьного курса биологии, выявленных в рамках федерального и регионального мониторингов, проанализировать их представленность в материалах ГИА и ВПР. Педагоги смогли соотнести типологию заданий, вызывающих затруднения и характер ошибок, допускаемых обучаемыми в рамках диагностических процедур по биологии с профессиональными дефицитами учителей и смоделировать задания для обучающихся для коррекции типичных ошибок. Было выявлено, что повышение качества выполнения диагностических процедур и устранение дефицитов возможно при условии совершенствования уровня собственного профессионализма и осознание единства подходов к подготовке обучающихся к различным видам диагностики, через использования комплексных заданий в учебном процессе.

По второму вопросу «Как подготовить ребенка к практической части ОГЭ по химии», педагоги окунулись в атмосферу реального экзамена. Им были предложены билеты с заданиями 23 и 24. Два педагога выполняли роль экспертов, лаборант подготовил набор №3 для проведения опытов. В ходе практического занятия, были выявлены и проанализированы типичные ошибки детей на экзамене.

Интересный и подробный опыт работы по теме «Профориентация на уроках биологии и химии» представила Воробьева М.Ф.. Учителя еще раз задумались о важности профессионального самоопределения обучающихся, их успешной адаптации на рынке труда. Доклад был подкреплен различными примерами профессий, с которыми можно знакомить детей при изучении конкретных тем курса биологии и химии. Педагоги поделились примерами из своего опыта работы. Также был сделан акцент на детей с ограниченными возможностями здоровья. В практической части этого вопроса педагогам были предложены новые современные профессии, связанные с химией и биологией, которые необходимо было соотнести с их характеристикой. Учителя познакомились с диагностикой для детей «Примерь профессию химика», позволяющей определить готовность к профессиям, связанным с химией.

16 января 2024 года в дистанционном формате прошло заседание районного методического объединения, в работе которого приняли участие учителя из 9 общеобразовательных учреждений.
Тема: «Реализация обновленных ФГОС и ФООП как приоритетных направлений в обучении биологии, химии».
Цель: Поделиться опытом работы при подготовке детей к олимпиадам, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.
Задачи:
1. Обсудить результаты муниципального этапа ВСОШ по химии, биологии, экологии за последние три года, поделиться опытом по подготовке детей к предметным олимпиадам;
2. Рассмотреть особенности критериального оценивания работ ОГЭ, ВПР по биологии;
3. Разобрать примеры эффективных приемов быстрого запоминания сложных тем на уроках химии.
В рамках первого вопроса обсудили результаты муниципального этапа ВСОШ по химии, биологии, экологии за последние три года. Озвучены возможные причины низких показателей по району. С каждым годом уменьшается количество детей, желающих и имеющих возможность принимать участие в олимпиадах и снижается результативность. Поэтому вопрос, «Как подготовить ребенка к предметным олимпиадам», оказался актуальным. Педагоги Люст А.Г. и Макарова О.В. представили свой опыт работы по подготовке одаренных детей. Сделан полный обзор олимпиадных заданий по предметам за этот год. Подробно рассмотрены наиболее сложные задания. Было обращено внимание на то, какие ошибки допускают дети в своих работах.
На следующем этапе руководитель ММО познакомила педагогов с результатами ВПР, ОГЭ, ЕГЭ за 2022-2023 учебный год. Рассказала, чем критериальное оценивание отличается от традиционного. Традиционная система оценивания страдает определенной степенью «расплывчатости», зачастую может быть необъективной, повышает уровень тревожности ученика и снижает мотивированность к обучению. Критериальный подход к оцениванию дает информацию учителю, ученику, родителю о том, как идет процесс обучения. Критерии оценивания разрабатываются с учетом требований стандарта по учебному предмету, методических рекомендаций. Такой подход снижает тревожность, повышает интерес к обучению. При проверке работ по ВПР, ОГЭ, ЕГЭ тоже применяется критериальное оценивание. На заседании были рассмотрены типичные ошибки детей в вопросах с развернутым ответом в ВПР и ОГЭ и как правильно оценивать такие задания. Педагоги обменялись опытом по подготовке детей к таким заданиям.
Следующим был рассмотрен вопрос об эффективных приемах быстрого запоминания сложных тем на уроках химии. Очень часто преподаватели сталкиваются с проблемой у обучающиеся: ребята жалуются на то, что не могут запомнить научный материал. Следовательно, это значительно усложняет процесс усвоения знаний и научного материала. Из данного вопроса педагоги познакомились с отдельными приемами и упражнениями, которые можно использовать почти на каждом уроке в любом классе, в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
По итогам заседания районного методического объединения учителей биологии и химии решено:
1. Использовать задания для подготовки к олимпиадам на профильных сменах в Точках Роста района.
2. Учитывать типичные ошибки детей в вопросах с развернутым ответом при подготовке и оценивании работ ВПР и ОГЭ.
3. Использовать полученный опыт быстрого запоминания на своих уроках.
Материалы ММО
Подготовка школьников к олимпиадам по химии
Эффективные приемы быстрого запоминания, как залог успешного обучения

01.12.2023 на базе МКУ «ИМЦ» прошло заседание ММО учителей химии и биологии, в работе которого приняли участие учителя из 9 общеобразовательных учреждений.
Тема: «Формирование функциональной грамотности на уроках биологии и химии».
Цель: Поделиться опытом формирования ФГ на интегрированных уроках биологии и химии.
Задачи:
1. Выполнить практическое задание, рекомендованное на проектировочной сессии, организованной кафедрой естественно-научного образования кафедрой НИПКиПРО;
2. Обсудить результаты педагогической диагностики по формированию функциональной грамотности, проведённого в ОО в апреле 2023 г;
3. Рассмотреть эффективные приемы формирования и развития математической грамотности учащихся при обучении биологии и химии;
4. Поделиться опытом в осуществлении меж предметных связей в процессе обучения биологии и химии для формирования ФГ.
В рамках заседания было предложено выполнение практического задания, рекомендованного на проектировочной сессии, организованной кафедрой естественно-научного образования НИПКиПРО. В задании необходимо было проанализировать список всех лабораторных работ по биологии с 5 по 9 классы, проверить их на соответствие планируемым метапредметным и предметным результатам, обосновать целесообразность и возможность проведения каждой из них или объединить некоторые из них вместе. Работая в парах, педагоги отработали список работ определенного класса и защитили полученные результаты, обменялись практическим опытом проведения некоторых лабораторных работ. Также педагогам было предложено методическое пособие, разработанное на кафедре НИПКиПРО, в помощь при проведении лабораторных работ на уроках биологии.
На следующем этапе руководитель ММО познакомила с результатами педагогической диагностики по формированию функциональной грамотности, проведённого в ОО в апреле 2023 г. Были выделены школы, показавшие лучший результат по району. Проанализированы задания, с которыми обучающиеся района справились лучше и хуже всего, какие умения и навыки «западают» у детей.
Для того чтобы рассмотреть эффективные приемы формирования и развития математической грамотности учащихся, был организован просмотр видеофрагментов уроков биологии и химии, на которых педагоги района поделились своим практическим опытом. Математическая грамотность необходима на уроках биологии при измерении биологических объектов, определения скорости движения, решения задач по генетике, определения калорийности пищи, при работе с графиками и др. Уроки химии более тесно связаны с математикой и не представляются возможными без нее уже начиная с первых уроков: определение валентности и составление формул, расстановка коэффициентов, решение задач и многое другое.
Большинство учителей района являются совместителями разных предметов, интересно было поделиться опытом и показать, как осуществляются межпредметные связи в процессе обучения биологии и химии с другими предметами. Для этой цели педагоги подготовили видео фрагменты уроков, с разными примерами межпредметных связей. Одним из таких примеров был урок физической культуры, на котором дети выполняли упражнения по дыхательной гимнастике и обосновывали ее значимость для здоровья. Другим примером был урок географии по теме «Гидросфера», где обучающиеся выполняли практическую работу по изучению свойств воды, данные знания актуальны для уроков и биологии, и химии.
Данное заседание прошло продуктивно, педагоги проанализировали возможность и целесообразность проведения всех лабораторных работ в разных классах, обсудили результаты мягкого мониторинга по ЕНГ-23, обменялись практическим опытом в формировании математической грамотности на уроках биологии и химии.
По итогам заседания районного методического объединения учителей биологии и химии решено:
1. Рассмотреть практическое задание, рекомендованное на проектировочной сессии, организованной кафедрой естественно-научного образования НИПКиПРО на заседаниях ШМО в школах района.
2. Продолжить работу по формированию ФГ на уроках биологии и химии. Использовать полученный опыт по формированию математической грамотности на своих уроках.
3. Использовать полученный опыт по формированию математической грамотности на своих уроках.

04.09.2023 состоялось заседание ММО учителей химии и биологии в дистанционном формате, в работе которого приняли участие учителя из 9 общеобразовательных учреждений.
Тема: «Организация образовательного процесса преподавания биологии, химии в контексте ФГОС и ФООП».
Цель: Организация работы педагогов района, их мотивирование на работу в новом учебном году.
В рамках заседания рассмотрены следующие вопросы:
1. Трансляция и обсуждение видеозаписи методической сессии, организованной кафедрой НИПКиПРО в рамках XXIII съезда работников образования Новосибирской области;
2. Знакомство с изменениями в рабочих программах по биологии и химии в связи с переходом на ФООП, особенностями работы в 5-7 классах;
3. Новый порядок аттестации педагогических работников;
4. Утверждение плана работы ММО учителей биологии, химии на 2023-2024 учебный год.
По первому вопросу была представлена видеозапись трансляции методической сессии, организованной кафедрой НИПКиПРО в рамках XXIII съезда работников образования Новосибирской области. Особое внимание уделили выступлению Величко А.Н., доценту кафедры естественнонаучного образования, которая подробно рассказала на какие документы стоит опираться учителю в своей работе в период перехода на федеральные основные образовательные программы.
На следующем этапе Руководитель ММО познакомила с возможными вариантами перехода на ФОП по биологии в зависимости от концентрической и линейной программ. Ознакомила с рекомендованным графиком перехода в 2023-2024 учебном году. Был сделан акцент на то, что каждая образовательная организация сама решает каким образом осуществлять переход на ФООП. Руководитель ММО подробно рассказала какие изменения нужно внести в рабочие программы по предметам в связи с переходом на ФОП. Отдельно обсудили особенности ведения биологии в 7 классе, о том, как организовать работу детей и составить календарно-тематическое планирование, чтобы не дублировался материал прошлого года. Затронули вопрос об учебниках, учебных пособиях и цифровых ресурсах, которые можно использовать в работе. Обсудили тонкости работы в конструкторе при составлении рабочих программ.
В рамках заседания ММО представлен фрагмент выступления Воробьевой А.И., секретаря аттестационной комиссии, об изменениях в порядке аттестации, об основных нововведениях, о новых квалификационных категориях «педагог-методист» и «педагог-наставник», о сроках действия полученных категорий.
В конце заседания учителя были ознакомлены с планом работы на 2023-2024 учебный год и вопросами, которые необходимо подготовить.
По итогам заседания ММО учителей биологии и химии решено:
1. Для 7 класса сделать дополнение к пояснительной записке, в котором прописать все изменения в календарно-тематическом планировании, в связи с переходом на ФООП, чтобы не допустить дублирования материала по биологии углубить и расширить материал за счет: внесения регионального компонента, расширения понятийного аппарата, работы с текстом и формирования функциональной грамотности, подготовки к ВПР, ГИА, олимпиадам.
2. Для 8-9 классов уменьшить количество часов до 68, в связи с изменением количества учебных недель и скорректировать КТП.
3. Для 8-9 классов сделать дополнение к рабочей программе, в котором привести планируемые результаты обучения в соответствие с ФООП. 4. Утвердить план работы на новый учебный год.