********************************************************************************************************
-
План работы ММО учителей химии и биологии на 2022-2023 учебный год (посмотреть)
-
Анализ результатов мониторинга естественно-научной грамотности среди обучающихся 8-х классов за 2022-2023 учебный год (посмотреть)
-
Самообследование результатов работы ММО учителей химии, биологии Северного района за 2022/23 учебный год (посмотреть)
Методическая копилка учителей химии и биологии Северного района (посмотреть)
10.04.2023 на базе МКУ «ИМЦ» прошло заседание районного методического объединения учителей химии и биологии по теме «Формирование познавательного интереса обучающихся к биологии и химии», в работе которого приняли участие учителя из 7 общеобразовательных учреждений.
Цель: Организация работы педагогов района по формированию интереса к предметам естественнонаучного цикла.
В рамках заседания были рассмотрены следующие вопросы:
1. Обсуждение информации стратегической сессии, организованной кафедрой естественно-научного образования НИПКиПРО по единой региональной теме методической работы. (Шуршева С.В.)
2. Практикум для учителей района: «От создания условий формирования функциональной грамотности, обучающихся к достижению планируемых результатов в контексте актуальных ФГОС ОО». (Шуршева С.В.)
3. Эффективные виды и формы работы учителя по развитию творческого потенциала личности учащегося. (Поцелуева О.А.)
4. Шефство и наставничество как залог успеха. (Бухтиярова А.П.)
5. Тренинг для педагогов «Профессиональное выгорание». (Макарова О.В.)
На заседании были рассмотрены основные направления воспитания, опирающиеся на традиционные ценности, ФОП как инструмент достижения результатов освоения ООП, эффективные виды и формы работы учителя по развитию творческого потенциала личности учащегося. Для повышения уровня компетентности учителей района был проведен практикум по функциональной грамотности, где педагоги смогли проанализировать задания из ВПР и ОГЭ и соотнести их с основными составляющими ФГ и метапредметными результатами. Центральное место занимал метод моделирования. Опыт работы Поцелуевой О.А. сопровождался видеоматериалами, где можно было познакомиться и взять на заметку большое разнообразие моделей – работ детей по разным темам курса биологии. Вопрос «Шефство и наставничество как залог успеха», вызвал дискуссию учителей. Педагоги делились примерами из опыта своей работы. Самыми актуальными оказались варианты наставничества: «учитель – неуспевающий ученик», «учитель – одаренный ученик», «учитель – ребенок ОВЗ», «учитель – учитель». С введением проектной деятельности в школе, участие в конкурсах исследовательских работ часто стала применяться форма «учитель – ученик», где учитель является наставником при совместной работе над проектом или исследованием.
В заключении заседания прошел тренинг «Профессиональное выгорание педагогов». Тренинг прошел позитивно в дружеской и непринужденной обстановке, в заключении которого педагоги пришли к выводу, что энергии и заряда бодрости для работы еще достаточно.


30.01.2023 на базе МКОУ Бергульской ОШ прошло заседание РМО учителей химии и биологии, в работе которого приняли участие учителя из 8 общеобразовательных учреждений.
Тема: «Формирование базовых исследовательских умений при обучении биологии и химии».
Цель: знакомство с возможностями цифрового оборудования «Точки роста» при обучении химии и биологии.
Задачи:
1. Поделиться опытом исследовательской деятельности на уроках биологии и химии;
2. Показать возможности «Точки роста» в урочной и внеурочной деятельности;
3. Познакомиться с использованием элементов технологии разноуровнего обучения на практических работах;
4. Рассмотреть домашний химический эксперимент как средство и условие развития творческого потенциала личности учащихся и привития интереса к предмету.
Все вопросы заседания касались формированию базовых исследовательских умений при обучении биологии и химии. В начале заседания прошел открытый урок биологии в 6 классе по теме «Дыхание растений». Тип урока предполагал получение новых знаний. На уроке были использованы наглядные методы обучения, а именно опыт, доказывающий дыхание всех органов растения, опыты, подтверждающие выделение углекислого газа и тепла в процессе дыхания. Дети по ходу урока пытались анализировать результаты опытов и формулировать выводы. Задания на закрепление нового материала предусматривали проверку читательской и естественнонаучной грамотности. В рамках РМО учителей химии и биологии прошел семинар-практикум для учителей «Возможности «Точки роста», на котором педагоги проверили свои компетенции. Семинар проходил в форме квеста, состоял из 5 станций: «Химические», «Биологические», «Цифровые», «Методические», «Математические» компетенции. Учителям предоставилась возможность поработать с цифровыми и электронными микроскопами, датчиками температуры. По завершению семинара, учителя получили сертификаты.

Люст А.Г. представила опыт работы по организации экспериментальной деятельности на уроках химии и в домашних условиях. В ходе выступления учителя взяли себе на заметку новые оригинальные опыты по данной теме. Представление опыта работы сопровождалось фотографиями и видеороликом.
Сидорова Т.Н. представила опыт работы по использованию элементов технологии разноуровнего обучения на практических работах. Цель этой технологии: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

В заключении заседания обсудили изменения в ОГЭ по биологии, о сокращении времени экзамена, повышении общего балла, рассмотрели некоторые задания. Познакомились со статистическим анализом итогов ВПР, рассмотрели «западающие» задания.
По итогам заседания районного методического объединения учителей биологии и химии решено: использовать полученный на заседании материал в урочной и внеурочной деятельности для формирования базовых исследовательских умений при обучении биологии и химии.
18 ноября 2022 года прошло заседание районного методического объединения учителей химии и биологии, в работе которого приняли участие учителя из 10 общеобразовательных учреждений. Заседание провел руководитель ММО Шуршева С.В.. Все вопросы заседания касались развития функциональной грамотности обучающихся.
В начале заседания познакомились с вопросом: «Использование дидактических материалов на уроках химии и биологии для формирования ЕНГ». Из этого вопроса узнали о пользе и преимуществах использовании дидактических материалов. Оказалось, что они экономят время при проверке домашних заданий, стимулируют самостоятельность обучающихся и развивают функциональную грамотность. Увлеченные дидактическим материалом дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки. А так же о разнообразии дидактического материала, которое учитель использует в своей практической деятельности. Рассказ был подкреплен фотографиями с уроков, подтверждающих применение дидактических материалов.
На следующем этапе заседания заслушали вопрос о том, как можно обучать чтению учебно-научных текстов с использованием технологии продуктивного чтения на примере предмета «Химия». В ходе выступления учителя взяли себе на заметку новые оригинальные задания по данной теме.
Интересным и подробным получилась информация об использовании на уроках эвристических задач. Учителя познакомились с такими методами как: «вживание», «символического видения», «прогнозирование» и др. Узнали об отличительных признаках эвристических задач от метода проектов и проблемного обучения. Эвристические задачи развивают креативность и творческий потенциал школьников, что способствует формированию функциональной грамотности.
На вопрос: «Опыт участия учителей биологии, химии и обучающихся в конкурсах и проектах глобальной сети Интернет, дистанционных курсах», поделились опытом сразу несколько учителей. Как правильно выбрать конкурс, на что обратить внимание, каким образом можно мотивировать детей на участие в конкурсах, как правильно спланировать и организовать работу детей – ответы на все эти вопросы можно было получить, слушая выступления педагогов. Для участия были рекомендованы конкурсы от Васюганского заповедника, сайта «Инфоурок», «Фоксфорд», «Учи.ру». Образовательные платформы: «Экокласс», «ГлобалЛаб», «Лекториум» и другие.
Далее затронули тему учебников и учебных пособий по биологии и химии, которые оказались в списке рекомендованных и допущенных в новом ФПУ. В заключении заседания обсудили проектировочную сессию, организованную кафедрой естественно-научного образования НИПКиПРО по единой региональной теме методической работы.
По итогам заседания районного методического объединения учителей биологии и химии решено:
1. Использовать полученный на заседании материал в урочной деятельности для развития функциональной грамотности обучающихся.
2. Подождать с выбором учебников по химии и биологии по обновленному ФГОС, посмотреть вебинары, где будут обзоры данных учебников и более подробно изучить Федеральный перечень учебников и учебных пособий.
3. Повысить активность участия в конкурсах и проектах глобальной сети Интернет, дистанционных курсах учителей и обучающихся.
26.08.2022 года прошло заседание районного методического объединения учителей биологии и химии по теме «Организация образовательного процесса преподавания биологии, химии и особенности методической работы в 2022-2023 учебном году». Заседание провела Шуршева Светлана Васильевна руководитель РМО учителей биологии и химии, учитель химии и биологии МКОУ Бергульской ОШ. В работе приняли участие педагоги из 11 общеобразовательных организаций.
По вопросу «План работы РМО на 2022 -2023 учебный год» заслушали руководителя методического объединения Шуршеву С.В., которая познакомила с планом работы на год. Приоритетным направлением остается развитие функциональной грамотности школьников, этой теме будет посвящено второе заседание, на котором запланировано рассмотрение дидактических материалов для обучения биологии и химии; обучение чтению учебно-научных текстов с использованием технологии продуктивного чтения на примере предмета «Химия», а также практикум по составлению эвристических задач для развития креативности.
По вопросу «Рабочие программы по предметам, их соответствие государственным стандартам, объемам практической части и графику прохождения учебного материала» педагоги рассказали о готовности рабочих программ по предмету на новый учебный год, обсудили как педагоги запланировали работу по обновленному ФГОС. Педагоги планирует работать по учебникам (ФПУ №254, №766) и использовать цифровые образовательные платформы (ЯКласс, 1С урок, Образовариум и другие).
Так же Шуршева С.В. рассказала о сроках прохождения ВПР и школьного этапа ВсОШ по предметам, обратила внимание что олимпиада по экологии проводится с 5 класса, так как в прошлом году был очень низкий процент участия, провела семинар-практикум: «Через инновации к качеству образования», целью которого было: повысить мотивацию педагогов к применению современных технологий в образовательном процессе. В процессе практикума педагоги увидели, что для того, чтобы образовательный процесс был организован эффективно и с пользой, как для преподавателя, так и для обучающихся; чтобы одним было интересно учить, а другим учиться; чтобы качество образования и результат обучения были на достаточно высоком уровне, необходимо что-то менять в организации всего образовательного процесса, а также в организации и проведении учебных занятий, в частности. Педагоги сами определили необходимые качества современного учителя, которые бы удовлетворили потребности как ученика, так и администрацию школы. Благодаря данному практикуму педагоги получили мотивацию на новый учебный год.
Педагоги были ознакомлены с материалами методической сессии проведенной в рамках XXII съезда работников образования Новосибирской области «Воспитание и развитие личности – приоритет государственной образовательной политики».