ММО история, 24-25

                                                                                

                            МКУ "ИМЦ"

Северный район, Новосибирская область

 

ММО учителей истории и социально-экономических дисциплин, 2024-2025 учебный год   

 

           

  •  

  •  План работы ММО учителей истории и социально-экономических дисциплин на 2024-2025 учебный год  (скачать)                        

  •   Самообследование результативности результатов работы ММО учителей истории и социально - экономических дисциплин Северного района за 2024/2025 учебный год (скачать)

  •    Результаты проведения оценки читательской грамотности в 2025 году среди обучающихся 8- 9 классов в Северном районе (скачать)

  

    22  апреля  2025 года  состоялось заседание ММО учителей истории и социально - экономических дисциплин  Северного района  под руководством Савастеевой Натальи Владимировны, учителя истории и обществознания МКОУ Северной СШ. Тема методического объединения: "Системный подход к формированию информационной образовательной среды".

   На заседании присутствовали учителя истории и обществознания из 8 общеобразовательных организаций Северного района.

 

    В рамках заседания были рассмотрены следующие вопросы:

1.Изменение парадигмы исторического образования: научно- методологический и общественно-политический аспекты. Письмо Министерства Просвещения от 12.03.2025 г. " Об учебном курсе " История нашего края"".

2. Цифровые инструменты и сервисы в работе учителя истории. Видеоматериалы на уроках истории и обществознания: плюсы и минусы использования.

 

3.Проектно-исследовательская деятельность по истории родного края  как средство воспитания любви к малой Родине.

4.Система работы с одаренными детьми. Модели, технологии, методы, приёмы и формы успешного обучения.

 

5.Интерактивный метод обучения «Четыре угла».

6.Диагностика читательской грамотности у обучающихся 8,9 классов.

    По первому вопросу выступила Савастеева Н.В., руководитель ММО учителей истории и социально-экономических дисциплин. Наталья Владимировна ознакомила присутствующих с материалами  стратегической  сессии кафедры социально-гуманитарных дисциплин НИПКиПРО.

     

    По второму вопросу выступила Половнева Екатерина Михайловна, учитель истории и обществознания МКОУ Северной СШ.  Екатерина Михайловна познакомила педагогов с классификацией учебных видеоматериалов, общими дидактическими требованиями, методическими рекомендациями по использованию видеоматериалов в учебном процессе.

    По вопросу "Проектно-исследовательская деятельность по истории родного края  как средство воспитания любви к малой Родине" выступила Ясенкова Наталья Кузьминична, учитель истории и обществознания МКОУ Гражданцевской ОШ.  Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Недоверчивое отношение ко всему российскому ставит её в ряд жизненно важных и требует поиска иных подходов к воспитанию и организации обучения подрастающего поколения. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству. Сами по себе ни любовь к Родине, ни ответственность за судьбу родного края возникнуть не могут. Они воспитываются годами. В этом велика роль краеведения, которое благодаря совместному изучению прошлого, сбору и обработке краеведческих материалов способно объединить поколения.

    По четвертому вопросу выступила Мордвинцева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания МКОУ Коб-Кордоновской ОШ. Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Для обучения способных  детей ведущими являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, неисследовательские, проектные – в сочетании с методами  самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они идентичны для  развития творческого мышления и многих качеств личности (познавательной мотивации, неустойчивости, уверенности в себе, способности к сотрудничеству и др.). В процессе обучения одаренных детей предусматривается использование разнообразных способов получения информации: компьютер, интернет, видео и т.п. Достижения одаренного ученика оказывают положительное влияние на весь класс, и это не только помогает росту остальных детей, но и имеет прямой воспитательный эффект: укрепляет авторитет данного ученика и, что особенно важно, формирует у него ответственность за своих товарищей.

    Интерактивный метод обучения «Четыре угла» представила Ликаровская Юлия Владимировна, учитель истории и обществознания МКОУ Северной СШ. Метод «Четыре угла» реализуется в контексте всех принципов интерактивной педагогики, ведущими среди которой являются: свобода выбора, смыслотворчество, мыследеятельность; педагоги могут предложить этот метод учащимся как на занятии, так и во внеучебной  работе.  Как метод, он может использоваться для создания благоприятной атмосферы, установления коммуникации; актуализации знаний, отношения к ним, развития положительной познавательной мотивации; обобщения знаний и т.д. Представленная технология реализации интерактивного метода «Четыре угла» на уроках  позволяет: создавать для каждого ученика условия, при которых ему самостоятельно надо сделать правильный выбор из четырёх предложенных вариантов ответа; создать условия для повышения мотивации к прочному усвоению нового материала; проверить знания школьников; стимулировать их на самоконтроль; показать ученикам успешность их образовательной деятельности, а так же пути решения проблем в обучении.    По результатам диагностики читательской грамотности у обучающихся 8,9 классов выступила Савастеева Н.В.


 

 

                                              

    17 февраля   2025 года  состоялось очное заседание ММО учителей истории и социально - экономических дисциплин  Северного района  под руководством Савастеевой Натальи Владимировны.

Тема методического объединения: "Функциональная грамотность учителя истории и обществознания как условие формирования функциональной грамотности обучающихся".

 

На заседании присутствовали учителя истории и обществознания из 6 школ Северного района.

В рамках заседания были рассмотрены следующие вопросы:

1) Открытый урок по обществознанию в 9 классе "Право на труд. Трудовые правоотношения";

2) Приёмы и методы формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов и целостный анализ текста;

3) О проведении мониторинга качества образования по истории. Разбор  демоверсий заданий ВПР по истории, направленных на формирование читательской грамотности в  2025 г.;

4) О подведение итогов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории, обществознанию, праву и экономике (достоинства и недостатки);

5) Формирование и оценка финансовой грамотности обучающихся на уроках обществознания;

6) Инклюзивное обучение  на уроках истории и обществознания: педагогические приемы и методы, направленные на  создание включающей среды.

 

   Открытый урок по обществознанию в 9 классе "Право на труд. Трудовые правоотношения" провела Ликаровская Ю.В., учитель  истории и обществознания МКОУ Северной СШ.   Юлия Владимировна использовала кейс-технологию, технологию проблемного обучения и игровые приемы способствующие формированию на уроке читательской грамотности обучающихся. Учащиеся получили возможность научиться самостоятельно оценивать правильность выполненных действий,  осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме,  устанавливать причинно-следственные связи,  воспринимать текст с учетом поставленной задачи, аргументировать собственную позицию, выслушивать мнение партнёра, вырабатывать общую позицию и  получать нужную информацию.

    По вопросу «Приёмы и методы формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов и целостный анализ текста» выступила Невтис М. И., учитель истории и обществознания МКОУ Верх-Красноярской средней школы. Для успешного понимания текста школьниками важно постоянно развивать и совершенствовать основные читательские умения. Задания более простого уровня направлены на понимание явной информации, буквального смысла высказывания. Более сложные задания требуют обобщения информации и формулирования выводов. Иногда необходимо связать информацию из разных источников и сделать вывод.

   По третьему вопросу о проведении мониторинга качества образования по истории (разбор  демоверсий заданий ВПР по истории, направленных на формирование читательской грамотности в  2025 г.) выступила Половнева Е.М., учитель истории и обществознания МКОУ Северной СШ. Екатерина Михайловна подробно рассказала о читательских действиях, связанных с нахождением и извлечением информации из текста и о практических задачах из повседневной жизни. С учителями был проведен практикум по работе с демоверсиями ВПР по истории 5,6,7,8,10 классов.

   Об итогах муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории, обществознанию, праву и экономике (достоинства и недостатках) рассказала Савастеева Н.В., учитель истории и обществознания МКОУ Северной СШ. Предметные олимпиады, в том числе и по истории, в последние годы становятся все более популярной формой привлечения школьников к познавательной творческой деятельности. Олимпиада как интеллектуальное соревнование занимает особое место в ряду различных видов работы с одаренными детьми. Учащиеся получают возможность показать собственные достижения. Поэтому можно сказать, что олимпиада становится мерилом оценки успешности усвоения учащимися курса истории, обществознания.

   По пятому вопросу «Формирование и оценка финансовой грамотности обучающихся на уроках обществознания» (из опыта работы) выступила Голдина С.М., учитель истории и обществознания Витинской  ОШ. Светлана Михайловна подробно рассказала о том, как  важно привлекать социальный опыт обучающихся при обучении финансовой грамотности на уроках, показала виды заданий используемых на уроках по разным темам.

    По шестому вопросу «Инклюзивное обучение  на уроках истории и обществознания: педагогические приемы и методы, направленные на  создание включающей среды» (из опыта работы) выступила  Михалевич Г.Л., учитель истории и обществознания МКОУ Бергульской  ОШ.  Галина Леонидовна сделала акцент на том, что  для обеспечения получения детьми с ОВЗ качественного образования необходимо: учитывать индивидуальные особенности обучающегося, уметь заинтересовать ребенка, способствовать адаптации и формированию коммуникативных компетенций учащихся, работать в постоянном контакте с родителями, психологом и классным руководителем; экспериментировать, пробовать новые приемы и методы работы с детьми с ОВЗ, искать свой собственный подход, приучать детей к постоянной работе.

 


 

       29 ноября 2024 года состоялось заседание ММО учителей истории и социально - экономических дисциплин Северного района по теме: «Современные образовательные практики в контексте преподавания истории и обществознания». Заседание провела Савастеева Наталья Владимировна, руководитель ММО учителей истории и социально - экономических дисциплин, учитель истории и обществознания МКОУ Северной СШ.                 

    Присутствовали учителя истории и обществознания из 8 общеобразовательных школ Северного района.

     Руководитель ММО Савастеева Н. В., используя материалы проектировочной сессии кафедры СГД НИПКиПРО «Проектирование образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ОО, ФООП, ФАОП: формирование и развитие читательской грамотности участников образовательного процесса» провела мастер-класс с целью проектирования фрагмента образовательного процесса в рамках компетенций и особенностей профессиональной деятельности с учетом требований ФГОС ОО, содержания ФООП и ФАОП, а также задачей повышения уровня читательской грамотности обучающихся.

    Ею был представлен опыт учителя истории и обществознания МБОУ ЭКЛ г. Новосибирска по теме: "Формирование функциональной грамотности через креолизованные задания на уроках истории и обществознания".

    Наталья Владимировна, выступая по вопросу «Способы моделирования современного урока в контексте профессиональной деятельности учителя, необходимые для реализации ФГОС-21, ФОП», акцентировала внимание на следующих ключевых аспектах:

Цель и задачи урока:

Определение четких образовательных целей, соответствующих требованиям ФГОС-21 и ФОП.

Формулирование задач, направленных на развитие критического мышления, аналитических навыков и гражданской ответственности учащихся. Интерактивные технологии.

 Использование цифровых инструментов, таких как онлайн-платформы для совместной работы, интерактивные доски и мультимедийные презентации. Внедрение интерактивных заданий, которые способствуют активному вовлечению учащихся в процесс обучения.

Кейс-метод.

Применение кейсов для анализа исторических событий или социальных ситуаций, что помогает учащимся развивать навыки критического мышления и анализа.

Обсуждение кейсов в группах, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Формативное оценивание.

Проведение регулярного формативного оценивания, которое позволяет отслеживать прогресс учащихся и давать им обратную связь.

 Использование различных форм оценивания, включая самооценку и взаимную оценку.

Дифференцированный подход.

Учет индивидуальных особенностей учащихся при разработке заданий и материалов.

Предоставление различных уровней сложности заданий для разных групп учащихся.

Проблемное обучение.

Постановка актуальных проблем, требующих анализа и поиска решений.             

    Наталья Владимировна отметила, что учителю важно быть открытым к инновациям и активно использовать разнообразные методы и подходы для создания эффективной образовательной среды. Это позволяет не только соответствовать требованиям ФГОС-21 и ФОП, но и развивать у учащихся необходимые компетенции, способствующие их успешному обучению и личностному развитию.

   Для учителей были даны рекомендации НИМРО по совершенствованию методики преподавания учебных предметов "История" и "Обществознание".

мотреть)(смотреть)

   По вопросу "Предметная область «Общественно-научные предметы»в условиях введения обновленного Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" выступила Ликаровская Юлия Владимировна, учитель истории и обществознания МКОУ Северной СШ. Она напомнила коллегам, что в содержании федеральной рабочей программы учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования актуализируются следующие цели:

воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;

развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;

развитие личности на исключительно важном этапе её социализации - в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю и т. д.. Акцентировала внимание коллег на такие направления и аспекты, как целеполагание, проектное обучение, формирование гражданской идентичности, критическое мышление, дифференцированный подход, оценивание и обратная связь. (смотреть)

    Невтис Мария Ивановна, учитель истории и обществознания МКОУ Верх- Красноярской средней школы поделилась опытом работы с технологиями конструирования учебно-практических задач на уроках истории и обществознания. Мария Ивановна рассказала, что ситуационные задачи, которые она применяет на практике, учат школьника мобилизовать имеющиеся знания и опыт, своё настроение и волю для решения проблемы в конкретных жизненных обстоятельствах, то есть быть компетентным. Цель включения ситуационных задач в образовательный процесс: научить учащихся отбирать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, выбирать оптимальное решение. Кроме того, учащиеся в процессе решения ситуационной задачи развивают коммуникативные навыки, получают презентационные умения, учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы и изменяют мотивацию к обучению.

    Методику подготовки обучающихся к выполнению сложных заданий ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию продемонстрировала из своего опыта работы Половнева Екатерина Михайловна, учитель истории и обществознания МКОУ Северной СШ. Она рассказала, что в ходе подготовки акцентирует внимание на формирование аналитических способностей, критического мышления и умения работать с различными источниками информации. Уроки необходимо строить на основе межпредметных связей, что позволяет учащимся глубже понять исторические события и социальные процессы. Использование разнообразных методических приемов - от обсуждений в малых группах до ролевых игр, создает атмосферу, способствующую активному усвоению материала. Важно также внедрение проектной деятельности, где учащиеся знакомятся с реальными кейсами и учатся применять свои знания на практике. Регулярные тестирования и диагностика уровня знаний позволяют осуществлять мониторинг прогресса каждого обучающегося, а индивидуальные консультации помогают устранить пробелы в понимании сложных тем. В результате, комплексный подход к подготовке формирует у учеников уверенность в своих силах, что способствует успешной сдаче экзаменов. (смотреть)             

     Простые техники креативного мышления в работе представила Мордвинцева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания МКОУ Коб-Кордоновской ОШ.

    Привычка размышлять и мыслить креативно - важнейший источник развития личности учащихся. Наталья Александровна профессионально показала на практике как работают приемы креативного мышления на уроках истории и обществознания. Познавательные задачи "10 фактов обо мне", страница исторической личности в социальных сетях, "что в сумке исторической личности?", "бюро находок", " телефонная книга", составление схемы,кластера, инфографики, исторические мемы, ребусы, работа с алфавитом, пластилин на уроках.(смотреть)


  29 ноября 2024 года состоялось заседание ММО учителей истории и социально - экономических дисциплин Северного района по теме: «Современные образовательные практики в контексте преподавания истории и обществознания».

 Заседание провела Савастеева Н.В., руководитель ММО учителей истории и социально - экономических дисциплин, учитель истории и обществознания МКОУ Северной СШ. На заседании присутствовали учителя истории и обществознания из 8 общеобразовательных учреждений Северного района.            

    Руководитель ММО Савастеева Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания МКОУ Северной СШ используя материалы методической сессии кафедры СГД НИПКиПРО «Проектирование образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ОО, ФООП, ФАОП: формирование и развитие читательской грамотности участников образовательного процесса» провела мастер-класс с целью проектирования фрагмента образовательного процесса в рамках компетенций и особенностей профессиональной деятельности с учетом требований ФГОС ОО, содержания ФООП и ФАОП, а также задачей повышения уровня читательской грамотности обучающихся. Был представлен опыт учителя истории и обществознания МБОУ ЭКЛ г.Новосибирска по теме: "Формирование функциональной грамотности через креолизованные задания на уроках истории и обществознания". Учителя истории и обществознания Северного района познакомились с классификацией креолизованных текстов. По степени креолизации выделяют:тексты с нулевой креолизацией, тексты с полной креолизацией. Чтобы лучше понять, что же это такое, креолизованный текст, стоит заглянуть в историю. Ведь письменность генетически связана с изобразительным искусством. Петроглифы – это древние наскальные изображения, уникальные источники информации для научных дисциплин от антропологии до зоологии. С их помощью ученые больше узнают о культуре и быте наших предков, а иногда даже знакомятся с историей местности, где были нанесены рисунки.

   Наталья Владимировна, выступая по вопросу «Способы моделирования современного урока в контексте профессиональной деятельности учителя, необходимые для реализации ФГОС-21, ФОП» акцентировала внимание на следующих ключевых аспектах: Цель и задачи урока Определение четких образовательных целей, соответствующих требованиям ФГОС-21 и ФОП. Формулирование задач, направленных на развитие критического мышления, аналитических навыков и гражданской ответственности учащихся. Интерактивные технологии Использование цифровых инструментов, таких как онлайн-платформы для совместной работы, интерактивные доски и мультимедийные презентации. Внедрение интерактивных заданий, которые способствуют активному вовлечению учащихся в процесс обучения. Кейс-метод Применение кейсов для анализа исторических событий или социальных ситуаций, что помогает учащимся развивать навыки критического мышления и анализа. Обсуждение кейсов в группах, что способствует развитию коммуникативных навыков. Формативное оценивание Проведение регулярного формативного оценивания, которое позволяет отслеживать прогресс учащихся и давать им обратную связь. Использование различных форм оценивания, включая самооценку и взаимную оценку. Дифференцированный подход Учет индивидуальных особенностей учащихся при разработке заданий и материалов. Предоставление различных уровней сложности заданий для разных групп учащихся. Проблемное обучение Постановка актуальных проблем, требующих анализа и поиска решений. Наталья Владимировна отметила, что учителю важно быть открытым к инновациям и активно использовать разнообразные методы и подходы для создания эффективной образовательной среды. Это позволяет не только соответствовать требованиям ФГОС-21 и ФОП, но и развивать у учащихся необходимые компетенции, способствующие их успешному обучению и личностному развитию. Для учителей были даны рекомендации НИМРО по совершенствованию методики преподавания учебных предметов "История" и "Обществознание".

    По вопросу "Предметная область «Общественно-научные предметы»в условиях введения обновленного Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" выступила Ликаровская Ю.В., учитель истории и обществознания МКОУ Северной СШ. Юлия Владимировна Напомнила коллегам, что в содержании федеральной рабочей программы учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования актуализируются следующие цели: воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа; развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации; развитие личности на исключительно важном этапе её социализации - в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю и т.д. Акцентировала внимание коллег на такие направления и аспекты, как целеполагание, проектное обучение, формирование гражданской идентичности, критическое мышление, дифференцированный подход, оценивание и обратная связь.               

    Невтис М.И.,учитель истории и обществознания МКОУ Верх-Красноярской СШ поделилась опытом работы с технологиями конструирования учебно-практических задач на уроках истории и обществознания. Мария Ивановна рассказала, что ситуационные задачи, которые применяет на практике учат школьника мобилизовать имеющиеся знания и опыт, своё настроение и волю для решения проблемы в конкретных жизненных обстоятельствах – то есть быть компетентным. Целью включения ситуационных задач в образовательный процесс научить учащихся отбирать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, выбирать оптимальное решение. Кроме того, учащиеся в процессе решения ситуационной задачи: развивают коммуникативные навыки; получают презентационные умения; учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы; изменяют мотивацию к обучению.

   Методику подготовки обучающихся к выполнению сложных заданий ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию продемонстрировала из своего опыта работы ПоловневаЕ.М., учитель истории и обществознания МКОУ Северной СШ. Екатерина Михайловна рассказала, что в ходе подготовки акцентирует внимание на формировании аналитических способностей, критического мышления и умения работать с различными источниками информации. Уроки необходимо строять на основе межпредметных связей, что позволяет учащимся глубже понять исторические события и социальные процессы. Используя разнообразные методические приемы — от обсуждений в малых группах до ролевых игр — создает атмосферу, способствующую активному усвоению материала. Важно также внедрение проектной деятельности, где учащиеся знакомятся с реальными кейсами и учатся применять свои знания на практике. Регулярные тестирования и диагностика уровня знаний позволяют осуществлять мониторинг прогресса каждого обучающегося, а индивидуальные консультации помогают устранить пробелы в понимании сложных тем. В результате, комплексный подход к подготовке формирует у учеников уверенность в своих силах, что в конечном счете способствует успешной сдаче экзаменов.

   Простые техники креативного мышления в работе представила Мордвинцева Н.А., учитель истории и обществознания МКОУ Коб-Кордоновской ОШ. Привычка размышлять и мыслить креативно - важнейший источник развития личности учащихся. Наталья Александровна профессионально показала на практике как работают приемы креативного мышления на уроках истории и обществознания.Познавательные задачи,"10 фактов обо мне", страница исторической личности в социальных сетях, "что в сумке исторической личности?", "бюро находок", " телефонная книга", составление схемы,кластера, инфографика ,исторические мемы,ребусы, работа с алфавитом, пластилин на уроках.


 

   2 октября 2024 года состоялось заседание ММО учителей истории и социально - экономических дисциплин по теме: «Методические аспекты обеспечения качества образовательного процесса в обучении предметам «История» и «Обществознание». Заседание провела Савастеева Н.В., руководитель ММО учителей истории и социально - экономических дисциплин, учитель истории и обществознания МКОУ Северной СШ. На заседании присутствовали учителя истории и обществознания из 8 общеобразовательных учреждений Северного района.

   Наталья Владимировна ознакомила коллег с материалами методической сессии, которые были представлены в рамках XXIV съезда работников образования Новосибирской области «Педагог и Семья: вместе создаем Будущее Новосибирской области», организованной специалистами кафедры социально-гуманитарных дисциплин НИПКиПРО по теме «Методические аспекты обеспечения качества образовательного процесса в обучении предметам «История» и «Обществознание». Модераторами сессии выступили заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Андрей Запорожченко и доцент кафедры Елена Соловьева. А.В. Запорожченко обратил внимание участников на изменения в работе учителя истории в контексте указа Президента РФ об историческом просвещении (Указ Президента России от 08 мая 2024 г. №314 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения"). На сессии были представлены мастер-классы: «Раскрытие личностного потенциала обучающихся на уроках истории и обществознания посредством применения инструментов коучингового подхода» (Сыздыкова Махаббат, руководитель ММО Краснозерского района, учитель истории и обществознания Кайгородской ООШ), «Визуальные источники при изучении Первой мировой войны в школьном курсе истории» ( Шадрина Дарья, учитель истории и обществознания Инженерного лицея НГТУ), «Потенциал практики «Семейная реликвия» в деятельности учителя истории и обществознания» (Рабе Юлия, учитель истории и обществознания Инженерного лицея НГТУ, руководитель ШМО). Преподаватели кафедры провели групповой методический практикум по решению кейсов, требующих выбор и обоснование методических инструментов в предложенных условиях. Далее Наталья Владимировна, руководитель ММО выступила по вопросам «Анализ работы ММО учителей истории и социально - экономических дисциплин в 2023-2024 учебном году», «Результаты педагогической диагностики, проведенной в школах Северного района в мае 2024 г», «Результаты оценки предметных компетенций педагогов истории и социально - экономических дисциплин Северного района в 2024 году», «Проект плана ММО учителей истории и социально - экономических дисциплин на 2024-2025 учебный год», «Состояние преподавания истории, обществознания и качества знаний обучающихся» (анализ ГИА-2024, объективность при проведении и оценивании ВПР).

    Целью работы ММО учителей истории и социально - экономических дисциплин, под руководством Савастеевой Натальи Владимировны - участие педагогов в различных формах методической работы и формирование инновационного образовательного комплекса, ориентированного на раскрытие творческого потенциала участников образовательного процесса, с использованием инновационных технологий.

    На заседании были рассмотрены следующие вопросы: «Неделя истории, посвященная Победе в Великой Отечественной войне и разработки внеурочной деятельности в «Методическую копилку» (Ясенкова Наталья Кузьминична, учитель истории и обществознания МКОУ Гражданцевской средней школы); «Анализ итогов ГИА – 2023 по истории и обществознанию. Стратегия подготовки обучающихся в новом учебном году», «Работа с учебным текстом на уроке как средство формирования функциональной грамотности обучающихся», «Рекомендации о размещении методических материалов на сайтах; в электронных издания: «Интерактивное образование», «1 сентября» и др. , в журналах «Сибирский учитель», «История в школе»; в сборниках материалов конференций (международных, всероссийских, региональных, муниципальных), которые проводят ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО (Савастеева Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания МКОУ Северной СШ); «Гражданско-патриотическое воспитание и правовое просвещение школьников» (Ивашкевич Людмила Сергеевна, учитель истории и обществознания МКОУ Биазинской средней школы).

Опыт работы представили педагоги:

- Невтис Марина Ивановна, учитель истории и обществознания МКОУ В - Красноярской средней школы, выступила по вопросам «Сложные вопросы ВПР по истории и обществознанию», «Информационная образовательная среда как фактор реализации ФГОС»;

- Савастеева Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания МКОУ Северной СШ, выступила по вопросам «Разбор решений заданий муниципального этапа ВОШ»; «Критериальное оценивание заданий ВПР по истории и обществознанию». Она рассказала о критериях оценивания ВПР по истории в 5-8 классах, по обществознанию в 6-8 классах с использованием демоверсий ВПР и рекомендаций НИМРО.

- Ивашкевич Людмила Сергеевна, учитель истории и обществознания МКОУ Биазинской средней школы, выступила по вопросам «Сложные вопросы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию», «Применение современных педагогических технологий на уроках по обновленным ФГОС ООО для достижения нового качества знаний, обучающихся». Она представила методические наработки, которые использует на уроках истории и обществознания;

- Мордвинцева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания МКОУ Коб-Кордоновской ОШ выступила по вопросам «Подготовка обучающихся по заданиям повышенного уровня сложности ВПР по истории и обществознанию»; «Особенности учебного модуля в 9 классе «Введение в Новейшую историю России»; «Система работы с одаренными детьми. Модели, технологии, методы, приёмы и формы успешного обучения». - Ликаровская Юлия Владимировна, учитель истории и обществознания МКОУ Северной СШ выступила по вопросам «Особенности работы с группой риска при подготовке к оценочным процедурам по истории и обществознанию. Профилактика учебной неуспешности»; «Формирующее оценивание в условиях инклюзивного образования»;

- Половнёва Екатерина Михайловна, учитель истории и обществознания МКОУ Северной СШ выступила по вопросам «Изучение Конституции Российской Федерации в учебном предмете «Обществознание»», «Содержание обществоведческого курса в 6 и 7 классах»;

- Голдина Светлана Михайловна, учитель истории и обществознания МКОУ Витинской ОШ, выступила по вопросу «Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся».

 - Веселова Анастасия Николаевна, учитель истории МКОУ Остяцкой ОШ, выступила по теме «Формирование финансовой грамотности на уроках истории и обществознания». Открытые уроки провели:

- Половнёва Екатерина Михайловна, учитель истории и обществознания МКОУ Северной СШ, открытый урок по истории в 9 «Б» классе, по теме «Общественные движения во второй половине XIX века»;

- Михалевич Галина Леонидовна, учитель истории и обществознания МКОУ Бергульской ОШ, провела музейный урок, посвященный Великой Отечественной войне для обучающихся 6-9 классах;

 - Савастеева Наталья Влвдимировна, учитель истории и обществознания МКОУ Северной СШ, открытый урок по обществознанию в 7 классе по теме «Правоотношения и их особенности. Правовые нормы».

  В течение учебного года была организована работа по подготовке заданий для школьного этапа ВОШ и проверке работ участников муниципального этапа ВОШ, анализу результатов ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

  По вопросу «Результаты педагогической диагностики, проведённой в ОО в мае 2024 г.». Она сделала акцент на то, что цель данной диагностики - анализ уровня сформированности различных видов функциональной грамотности обучающихся и для принятия решения совершенствования образовательного процесса. Были представлены качественные показатели выполнения заданий, сформированности ФГ (финансовой). А также задания, вызвавшие затруднения у обучающихся. Результаты педагогической диагностики было предложено направить в письменной форме в каждое общеобразовательное учреждение Северного района для дальнейшей коррекционной работы с обучающимися.

   По материалам кафедры СГД НИПКиПРО руководителем ММО Савастеевой Н.В. была проведена оценка предметных компетенций педагогов истории и социально - экономических дисциплин. Низкий уровень выполнения заданий показали по обществознанию. По истории учителя справились со всеми заданиями. Результаты работы выставлены на сайте МКУ «ИМЦ» Северного района.

   Прошло обсуждение проекта плана ММО учителей истории и социально - экономических дисциплин на 2024-2025 учебный год. В течение года состоится 4 заседания. Был сделан акцент на то, что план очень насыщенный, требует огромных усилий слаженной работы всех коллег района. Нужно обратить внимание на то, что будет продолжена работа по формированию и оценки функциональной грамотности обучающихся, по подготовке обучающихся к ВПР по новым требованиям, к ОГЭ и ЕГЭ. По вопросу «Состояние преподавания истории, обществознания и качества знаний обучающихся» (анализ ГИА-2024, объективность при проведении и оценивании ВПР). Наталья Владимировна представила коллегам подробный анализ оценочных процедур за 2023-2024 год по ВПР (история 5-8 классах, обществознание 6-8 классах), анализ ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию. В завершении ознакомила с новыми рекомендациями НИМРО по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Наталья Владимировна, обратила внимание педагогов на то, что при работе с учениками различных уровней подготовки по предмету необходимо учитывать их индивидуальные социально-психологические особенности, уровень владения материалом, мотивацию, умение управлять своим временем , выбирать оптимальный подход для освоения и тренировки теоретического и практического материала. Основное внимание следует уделять развитию и поддержке самостоятельности учеников в учебном процессе, а для достижения метапредметных результатов необходимо, чтобы уроки обществознания и истории готовились в системно-деятельностной парадигме. Всем педагога необходимо проанализировать свои профессиональные компетенции и повышать квалификацию с целью улучшения качества преподавания и повышения результатов обучения.

     По вопросу «Подготовка к Всероссийским проверочным работам 2025» выступила Половнёва Е.М., учитель истории и обществознания МКОУ Северной СШ. Екатерина Михайловна познакомила с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 13.05.2024 №1008 «Об утверждении состава участников, сроков и продолжительности проведения всероссийских проверочных работ в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также перечня учебных предметов, по которым проводятся всероссийские проверочные работы в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, в 2024/2025 учебном году» (Зарегистрирован 29.05.2024 № 78327), с письмом Рособрнадзора от 27.06.2024 N 02-168 «О направлении методических документов, рекомендуемых при подготовке и проведении в 2024/2025 учебном году мероприятий по оценке качества образования» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке и проведению всероссийских проверочных работ в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, в 2024/2025 учебном году»). Далее представила полный обзор подготовки к ВПР по истории в 5-8 классах и обществознанию в 6-8 классах.

 В завершении выступления Екатерина Михайловна дала рекомендации:

 -включать в работу с обучающимися в течение всего периода обучения задания не только базового, но и повышенного уровня сложности для отработки умений составления последовательного связного текста на основе знания исторических фактов, а также на развитие умений формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи; -на уроках организовать на достаточном уровне работу с текстовой информацией, что должно обеспечить формирование коммуникативной компетентности школьника: «погружаясь в текст», грамотно его интерпретировать, выделять разные виды информации и использовать её в своей работе;

- вести в контрольные и другие проверочные работы задания по формулировке исторических терминов и понятий, по определению причинно-следственных связей и формированию умений письменной речи при характеристике исторического явлений;

 - использовать материалы ФИОКО при подготовке к ВПР.

 

 

 

                                                   

Дата последнего обновления страницы 20.10.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»