2022-2023 учебный год
План работы ММО учителей физики и астрономии Северного района Новосибирской области на 2022/23 учебный год (скачать)
Результаты педагогической диагностики сформированности ЕНГ за 2022-2023 учебный год (посмотреть)
Самообследование результатов работы ММО учителей физики и астрономии Северного района(посмотреть)
2021-2022 учебный год
Анализ результатов работы ММО учителей физики и астрономии Северного района (скачать)
Результаты педагогической диагностики сформированности ЕНГ (посмотреть)
Состав ММО учителей физики и астрономии (скачать)
Методическая копилка учитетлей физики и астрономии(скачать)
11.04.2023 состоялось заседание РМО учителей физики и астрономии по теме: «Создание условий для формирования и оценивания ЕНГ». На заседании, присутствовали педагоги из всех общеобразовательных организаций Северного района. Заседание провела руководитель РМО Коростелёва Лилия Алексеевна, учитель физики МКОУ Северной СШ.
На заседании были рассмотрены следующие вопросы:
1. Ознакомление педагогов с материалами региональной стратегической сессии «От создания условий для формирования функциональной грамотности обучающихся к достижению планируемых результатов в контексте актуальных ФГОС ОО». По данной теме выступила Коростелёва Лилия Алексеевна, руководитель РМО учителей физики и астрономии. Рассмотрели вопросы о развитии системы образования, укреплении духовно-нравственных ценностей, нравственном воспитании на уроках физики; о системе работы по формированию функциональной грамотности обучающихся.
2. Работа с «сильными» обучающимися. Система работы с одаренными детьми. По данному вопросу выступила Арманчева Валентина Ивановна, учитель физики МКОУ Бергульской ОШ. Валентина Ивановна рассказала о методах работы с мотивированными детьми, о работе кружка «Экспериментальная физика» на базе центра «Точка роста» естественно - научной и технологической направленностей, поделилась с коллегами интересными идеями, отметила достижения обучающихся во всероссийских олимпиадах.
3. Отчет по темам самообразования. С технологиями, методиками и методами обучения физике, которые используют педагоги в своей работе поделились: - Арманчева Валентина Ивановна, учитель физики МКОУ Бергульской ОШ, по теме «Развитие творческой познавательной активности обучающихся на уроках физики средствами новых информационных технологий». - Горбунова Наталья Александровна, учитель физики МКОУ Витинской ОШ, по теме «Эффективное использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики». - Карюкина Светлана Валериевна, учитель физики и астрономии МКОУ Северной СШ, по теме «Развитие познавательной активности обучающихся как средство формирования естественнонаучной грамотности на уроках физики и во внеурочной деятельности». - Коростелёва Лилия Алексеевна, учитель физики МКОУ Северной СШ, по теме «Реализация системно-деятельностного подхода к обучению физике как средство формирования функциональной грамотности обучающихся». - Маркович Андрей Михайлович, учитель физики МКОУ В-Красноярской средней школы, по теме «Качественное улучшение знаний обучающихся на занятиях с использованием инновационных педагогических технологий».
4. Проект плана работы РМО учителей физики и астрономии на 2023/2024 учебный год. По данному вопросу были высказаны предложения о необходимости включить в повестку заседаний в следующем учебном году вопросы о воспитательной работе на уроках физики и астрономии, по внедрению обновлённого стандарта ОО, ФГОС СО; провести одно из заседаний на базе МКОУ Бергульской ОШ, где открыт центр «Точка роста» естественно - научной и технологической направленностей.
5. Выступления педагогов по материалам курсов ПК, посещению методических семинаров, конференций, вебинаров о новых направлениях в развитии образования, УМК, нормативных документах, современных технологиях. По данному вопросу выступила Карюкина Светлана Валериевна. Она провела обзор по материалам форт-сайт сессии «Школьная физика: повышение конкурентоспособности и качества образования», которую посетила 28.04.23. Так же рассказала о посещении мастер – класса по физике Кокшаровой Татьяны Александровны, координатора Регионального центра «Альтаир», который прошёл в рамках региональной конференции для муниципальных ресурсных центров Чановского, Кыштовского, Венгеровского, Северного районов.
6. Представление результатов районного конкурса школьников «Фестиваль конструкторских идей». Поведены итоги районного конкурса «Фестиваль конструкторских идей».
По итогам заседания сформирована папка с материалами для работы учителя, в которую вошли доклады и презентации выступающих на заседании коллег, рекомендации по работе с обучающимися при проведении мониторинга по ЕНГ.
25.01. 2023г. состоялось заседание РМО учителей физики и астрономии по теме: «Системно-деятельностный подход к обучению физике – условие формирования функциональной грамотности».
Заседание провела руководитель РМО- Коростелёва Лилия Алексеевна. В работе приняли участие педагоги из 11 общеобразовательных организаций Северного района.
Опыт работы представили педагоги по следующим темам:
- «Нетрадиционные способы проведения урока физики в современных условиях (круглый стол)», «Анализ результатов ВПР по физике 2022 года», «Методическое сопровождение подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Практикум по решению задач с развёрнутым ответом и выполнению экспериментального задания (по результатам запросов коллег)» выступила руководитель РМО- Коростелёва Л. А.. Лилия Алексеевна, которая рассказала о проведении урока-сочинения по теме «Закон всемирного тяготения», предложила проведение такого урока в интеграции с литературой, поделилась разработкой интегрированного урока по теме «Основы динамики». Познакомила с анализом результатов ВПР по физике 2022 года и дала рекомендации педагогам по подготовке к ВПР, а также рассказала, что сформирована папка с материалами для работы учителя, в которую вошли доклады и презентации выступающих на заседании коллег, рекомендации по работе с обучающимися при подготовке к ВПР и ГИА. Для ознакомления педагогам предложена информация серии вебинаров «Открытые уроки по физике для 7-9 классов. Использование УМК к линии учебников А.В. Перышкина издательства «ЭКЗАМЕН» и материалов электронной формы учебников (ЭФУ)»;
- «Нетрадиционные способы проведения урока физики в современных условиях (круглый стол)». Выступили: Ковалёва Е.В., учитель начальных классов МКОУ Новотроицкой ОШ, с докладом «Использование различных приёмов для повышения интереса к изучению физики». В своем докладе Елена Владимировна рассказала о применении в своей практике дидактических игр, уроков - викторин, конкурсов и других приёмах. Арманчева В.И., учитель математики МКОУ Бергульской ОШ. Валентина Ивановна представила урок-соревнование по теме «Удивительное электричество» в 8 классе, рассказала об использовании занимательного материала, создании мини-проектов на уроке физики, предложила варианты нетрадиционных уроков к различным типам уроков. Горбунова Н.А., учитель физики МКОУ Витинской ОШ, в своём выступлении дала характеристику интегрированного урока, урока-проекта, деловой игры, поделилась наработками (урок-путешествие, внеклассное мероприятие). Сурков Г.Н., учитель МКОУ Остяцкой ОШ, поделился материалами урока в 8 классе по теме «Электрические явления» - «Угадай, найди, определи», где рассмотрел семь различных способов организации урока на закрепление нового материала. Владимиров В.В., учитель физики МКОУ Чувашинской ОШ, представил сообщение «Методы применения нетрадиционных форм обучения на уроках физики», дополнил выступления коллег;
- «Анализ результатов ВПР по физике 2022 года», «Методическое сопровождение подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Практикум по решению задач с развёрнутым ответом и выполнению экспериментального задания (по результатам запросов коллег)» выступила Карюкина С.В., учитель физики Северной СШ. Она представила опыт работы по подготовке к ВПР по физике и рассказала о приёмах, которые применяет при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ;
- «Методические ресурсы для формирования ЕНГ» выступил Маркович А.М., учитель физики МКОУ В-Красноярской ОШ. Андрей Михайлович проанализировал методические ресурсы, которые может использовать педагог для работы по формированию ЕНГ.
В рамках заседания проведён районный конкурс команд школ района «Физика – это интересно».
18 ноября 2022 г состоялось заседание РМО учителей физики и астрономии по теме: «Функциональная грамотность в контексте федерального государственного образовательного стандарта 2021».
На заседании присутствовали педагоги из 9 общеобразовательных организаций Северного района. Заседание провела руководитель РМО Коростелёва Лилия Алексеевна, учитель физики МКОУ Северной СШ.
На заседании рассмотрены следующие вопросы:
1. Особенности разработки рабочих программ учителя по учебному предмету «Физика» в соответствии с обновлённым ФГОС.
2. Разработка контрольно-оценочных материалов по предмету «Физика» с учетом ФГОС и ЕНГ (представление вариантов диагностики учителями школ района).
3. Открытый урок по формированию ЕНГ.
4. Изменения в ГИА 2023 г по физике. Методическое сопровождение подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
5. Ознакомление педагогов с материалами региональной проектировочной сессии.
6. Технология «Lesson stady». Применение на уроках физики.
7. Ознакомление с материалами серии вебинаров «Открытые уроки по физике для 7-9 классов. Использование УМК к линии учебников А.В. Перышкина издательства «ЭКЗАМЕН» и материалов электронной формы учебников (ЭФУ)».
По первому вопросу темы заседания Карюкина С.В., учитель физики МКОУ Северной СШ ознакомила коллег с особенностями разработки рабочей программы учителя по учебному предмету «Физика» в соответствии с обновлённым ФГОС. Был представлен проект составленной рабочей программы для 7-9 классов с учётом рекомендаций экспертов.
В рамках второго вопроса «Разработка контрольно-оценочных материалов по предмету «Физика» с учетом ФГОС и ЕНГ (представление вариантов диагностики учителями школ района)» представлена информация о составлении единых для учителей физики школ района диагностических работ для текущего и промежуточного контроля.
Горбунова Н.А., учитель физики МКОУ Витинской ОШ провела открытый урок-обобщение по теме «Тепловые явления» в 8 классе с использованием заданий по функциональной грамотности.
Коростелёва Л.А., учитель физики МКОУ Северной СШ представила информацию об изменениях в ГИА 2023 г по физике, предложила рекомендации по совершенствованию системы подготовки к ГИА в 2022-2023 учебном году.
По пятому вопросу «Ознакомление педагогов с материалами региональной проектировочной сессии» Коростелёва Л.А., учитель физики МКОУ Северной СШ представила коллегам для ознакомления материалы региональной проектировочной сессии.
Технологию «Lesson stady» коллегам представила Герлиц С.А., учитель физики МКОУ Гражданцевской СШ. Были рассмотрены так же варианты применения технологии на уроках физики.
С материалами серии вебинаров «Открытые уроки по физике для 7-9 классов. Использование УМК к линии учебников А.В. Перышкина издательства «ЭКЗАМЕН» и материалов электронной формы учебников (ЭФУ)» присутствующих ознакомила Коростелёва Л.А., учитель физики МКОУ Северной СШ.
Сформирована папка с материалами для работы учителя, в которую вошли материалы региональной проектировочной сессии, доклады и презентации выступающих, рекомендации по составлению рабочей программы и подготовке кГИА.
30 августа 2022 года состоялось заседание районного методического объединения учителей физики и астрономии Северного района Новосибирской области по теме: «Приоритетные задачи на 2022/2023 учебный год».
На заседании РМО присутствовали педагоги из 11 общеобразовательных организаций Северного района. Заседание провела руководитель РМО Коростелёва Лилия Алексеевна, учитель физики МКОУ Северной СШ.
На заседании рассмотрены следующие вопросы:
1. Анализ работы РМО за 2021 -2022 учебный год. Утверждение плана работы РМО на 2022-2023 учебный год.
2. Анализ результатов ОГЭ 2021-2022 учебного года и планирование мероприятий по совершенствованию системы подготовки к ГИА в 2022-2023 учебном году.
3. Результаты педагогической диагностики сформированности ЕНГ.
4. Анализ мониторинга профессиональных потребностей педагогов.
5. Подготовка к школьному этапу ВсОШ по физике и астрономии в 2022-2023 учебном году (обмен опытом).
6. Создание постоянных микрогрупп для работы по направлениям: формирование банка заданий по функциональной грамотности, разработка контрольно-оценочных материалов по предмету «Физика», разработка рабочей программы учителя физики.
7. Ознакомление педагогов с материалами XXII съезда работников образования Новосибирской области.
Сформирована папка с материалами для работы учителя, в которую вошли материалы XXII съезда работников образования Новосибирской области, доклад выступающего, рекомендации по подготовке к ГИА.
22 апреля 2022 года состоялось заседание РМО учителей физики и астрономии Северного района Новосибирской области по теме: «Совершенствование педагогического и методического мастерства педагога». На заседании РМО присутствовали педагоги всех общеобразовательных организаций Северного района. Заседание провела руководитель РМО Коростелёва Лилия Алексеевна, учитель физики МКОУ Северной СШ.
На заседании рассмотрены следующие вопросы:
1. Ознакомление педагогов с материалами стратегической сессии «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся в контексте требований ФГОС ООО», организованной кафедрой ЕНО НИПКиПРО.
2. Отчет по темам самообразования (учителя физики).
3. Подведение итогов районного фестиваля конструкторских идей среди обучающихся 7-11 классов муниципальных казенных общеобразовательных учреждений Северного района.
4. Мягкий мониторинг ЕНГ на основе заданий РЭШ.
5. Планирование работы РМО учителей физики (предложения по актуальным вопросам обучения физике, профессиональные дефициты педагогов) на следующий учебный год.
6. Материалы курсов ПК, вебинаров о новых направлениях в развитии образования, УМК, нормативных документах, современных технологиях.
По первому вопросу руководителем РМО Коростелёвой Л.А. представлены материалы стратегической сессии «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся в контексте требований ФГОС ООО», организованной кафедрой ЕНО НИПКиПРО.
В рамках второго вопроса педагоги ознакомили коллег с основными технологиями, методиками, приёмами, которые они используют в соответствии со своими темами самообразования, а также поделились методическими материалами (фрагменты уроков, дидактические материалы, полезные ссылки).
По третьему вопросу заслушали методиста МКУ «ИМЦ» Корнякову Я.Н. Она подвела итоги районного фестиваля конструкторских идей, назвала победителей, призёров и участников конкурса.
По четвёртому вопросу информацию о проведении «мягкого мониторинга» ЕНГ на основе заданий РЭШ представила Коростелёва Л.А., руководитель РМО.
В рамках пятого вопроса подвели итоги анкетирования по профессиональным дефицитам педагогов, выслушали предложения по актуальным вопросам обучения физике, которые необходимо включить в план работы РМО учителей физики и астрономии на следующий учебный год.
По итогам заседания сформирована папка с материалами для работы учителей, в которую вошли доклады выступающих, примерная рабочая программа по физике основного общего образования по физике, положение о критериях и нормах отметок по учебным предметам. Педагогами, проходившими курсы повышения квалификации в НИПКиПРО и на платформе «Цифровая экосистема дополнительного профессионального образования», были представлены: методические разработки и дидактические материалы по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках физики, материалы по обновлённому ФГОС ООО, а также, презентации вебинаров по формированию ЕНГ, использованию конструктора рабочих программ, ссылки на электронную форму учебника УМК «Перышкин А.В. Физика (7-9)».
31 января 2022 года состоялось заседание районного методического объединения учителей физики по теме «Организация урочной и внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности». Заседание провела руководитель РМО учителей физики и астрономии Коростелева Лилия Алексеевна, учитель физики МКОУ Северной СШ. На заседании присутствовали учителя физики всех общеобразовательных организаций Северного района.
По первому вопросу «Формирование и оценивание функциональной грамотности на уроках физики» поделилась опытом Обухова Е.Н., учитель физики МКОУ Фёдоровской ОШ. Она систематизировала основные понятия функциональной грамотности, провела сравнительную характеристику формирования и оценивания естественнонаучной грамотности.
По второму вопросу «Повышение предметных результатов средствами исследовательской деятельности обучающихся» выступила Горбунова Н.А., учитель физики МКОУ Витинской ОШ. Наталья Александровна рассказала об исследовательской деятельности обучающихся, отметила исследование как способ формирования функциональной грамотности.
Руководитель РМО Коростелёва Л.А. представила информацию о результатах ЕГЭ и ВПР в 2021 году. Рассказала о типичных ошибках выпускников с целью учёта их в дальнейшей работе при подготовке обучающихся. Проинформировала коллег о недостаточно сформированных умениях обучающихся 7 и 8 классов, обозначила планируемые результаты, на которые следует обратить внимание при обучении. Также Лилия Алексеевна рассказала об изменениях в ГИА 2022 г по физике и правилах по заполнению бланков ответов ГИА. Образцы бланков размещены в материалах заседания.
Хилкова О.В., учитель физики МКОУ Новотроицкой ОШ, поделилась приёмами, методами подготовки обучающихся к ОГЭ, ВПР.
В рамках вопроса «Мастер-класс, как эффективная форма распространения и внедрения педагогического опыта в образовательную практику» Апарин Ю.В., учитель физики МКОУ Коб-Кордоновской ОШ, рассказал о различных типах мастер-классов, методике их организации и проведения
По вопросу «Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики и во внеурочной деятельности» поделились опытом работы с коллегами: Карюкина С.В., учитель физики МКОУ Северной СШ, при изучении темы «Тепловые явления» в 8 классе; Арманчева В.И., учитель физики МКОУ Бергульской ОШ, по теме «Диффузия» в 7 классе. О формировании функциональной грамотности при проведении внеклассного мероприятия рассказала Коростелёва Л.А., учитель физики МКОУ Северной СШ, на примере квеста «Физический марафон».
В завершении заседания РМО Карюкина С.В., учитель физики МКОУ Северной СШ, поделилась с коллегами информацией, полученной на курсах по теме «Создание современного урока».
По результатам работы РМО учителей физики и астрономии педагоги получили пакет методических материалов и рекомендаций.
26 ноября 2021 года состоялось заседание районного методического объединения учителей физики Северного района Новосибирской области по теме: «Федеральный государственный образовательный стандарт 2021». На заседании РМО присутствовали педагоги из 11 общеобразовательных организаций Северного района. Заседание провела руководитель РМО Коростелёва Лилия Алексеевна, учитель физики МКОУ Северной СШ.
На заседании рассмотрены следующие вопросы:
1.Как изменятся стандарты образования в школах (Коростелёва Лилия Алексеевна, учитель физики МКОУ Северная СШ).
2. Рабочая программа учителя (ФГОС 2021) (Карюкина Светлана Валериевна, учитель физики МКОУ Северная СШ)
3. Урок физики в системе реализации ФГОС 2021 (Хилкова Оксана Васильевна, учитель физики МКОУ Новотроицкая ОШ).
4. Интегрированный урок по теме «Тепловые процессы в условиях Арктики» (Коростелёва Лилия Алексеевна, учитель физики, Осипова Галина Анатольевна учитель географии МКОУ Северная СШ).
5. Идеи для дистанционного и смешанного обучения (Учителя физики Северного района).
6. Выступления педагогов по материалам курсов ПК, семинаров, конференций, вебинаров:
- Цифровые сервисы для создания интерактивных образовательных игр: викторины, квесты, кроссворды (Горбунова Наталья Александровна, учитель физики МКОУ Витинская ОШ).
- Трудные вопросы в курсе физики (Карюкина Светлана Валериевна, учитель физики МКОУ Северная СШ).
27 августа 2021 г. состоялось заседание ММО учителей физики Северного района Новосибирской области по теме: «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: приоритетные задачи на 2021/2022 учебный год».
На заседании ММО присутствовали представители общеобразовательных организаций Северного района. Заседание провела Коростелева Лилия Алексеевна, руководитель РМО учителей физики.
На заседании рассмотрены следующие вопросы:
1. Анализ работы РМО в прошедшем учебном году. Предложения по корректировке плана работы РМО на 2021-2022 учебный год.
2. Функциональная грамотность обучающихся - важнейший результат образования. Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся на уроках физики.
3. Обсуждение результатов мониторинга ЕНГ, ВПР по физике. Предложения по систематизации работы при подготовке к оценочным процедурам.
4. Подготовка к школьному этапу ВсОШ по физике и астрономии в 2021-2022 учебном году (обмен опытом).
5. Создание микрогрупп для работы по направлениям: составление текстов олимпиадных заданий школьного этапа ВсОШ, формирование банка заданий по функциональной грамотности, анализ рабочих программ по физике и астрономии.
На заседании ММО учителя физики были ознакомлены с видеозаписью трансляции методической сессии «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся средствами естественнонаучных дисциплин и географии: воспитательный аспект», организованной кафедрой естественнонаучного образования НИПКиПРО в рамках съезда работников образования Новосибирской области «Воспитание, обучение и профессиональное самоопределение – ключевые инвестиции в развитие личности человека».
23 апреля 2021 г. состоялось заседание ММО учителей физики Северного района Новосибирской области по теме: «Формирование функциональной грамотности обучающихся учителем физики».
На заседании ММО присутствовали представители образовательных организаций Северного района. Заседание провела Коростелева Лилия Алексеевна, руководитель РМО учителей физики.
Цель: повышение уровня профессиональных компетенций педагогов по формированию ЕНГ в области предмета «Физика»
Задачи:
1. Систематизировать информацию по теме «Функциональная грамотность и её компоненты».
2. Рассмотреть некоторые примеры заданий по ЕНГ.
3. Провести тренинг по выполнению и оцениванию заданий по ЕНГ.
На заседании рассмотрены следующие вопросы:
- Понятие и определение функциональной грамотности.
- Особенности заданий исследования PISA.
- Компетенции естественнонаучной грамотности.
- Кодификатор для разработки и оценки выполнения заданий по ЕНГ.
- Содержательное знание и процедурное знание.
- Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.
- Тренинг по выполнению и оцениванию заданий по функциональной грамотности (из диагностической работы за 8 класс, размещённой в электронном банке тренировочных заданий на сайте fg.resh.edu.ru).
При проведении ММО использовались материалы, представленные кафедрой естественнонаучного образования НИПКиПРО, презентации вебинаров издательства «Просвещение».
Отчёт по выполнению диагностических работ обучающимися школ Северного района по естественнонаучной грамотности (скачать)