ММО учителей начальных классов

                                                                                

                                        МКУ "ИМЦ"

Северный район, Новосибирская области

 

ММО учителей начальных классов

 

                                     2023-2024 учебный год

План работы муниципального методического объединения учителей начальных классов Северного района Новосибирской области на 2023 - 2024 учебный год (скачать)

 


  24.04.2024г. прошло очередное заседание муниципального методического объединения учителей начальных классов по теме: «Опыт работы при организации учебной и внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС -21 и ФОП».

   Заседание провела Фролова Елена Михайловна, методист МКУ «ИМЦ». На заседании присутствовали учителя начальных классов из 9 образовательных организаций Северного района.

  Елена Михайловна ознакомила коллег с материалами стратегической сессии по теме «Обеспечение качества общего образования в соответствии с обновленными ФГОС ОО, ФОП и ФАОП». Рассказала о стратегических ориентирах методической работы в муниципалитетах, направленной на обеспечение качества начального образования в части преодоления дефицитов, выявленных в ходе ВПР и НИКО с учетом требований ФГОС НОО и содержания ФРП; о результатах ВПР по русскому языку, математике, окружающему миру по Новосибирской области.

Опыт работы по формированию функциональной грамотности представили:

- Маляревич О.Ф., учитель начальных классов МКОУ Биазинской средней школы рассказала о методах и приемах, которые использует на уроках математики. Показала практико - ориентированные задания: умение ориентироваться во времени; умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

 - Лихварёва Н.В., учитель начальных классов МКОУ Северной СШ. Она рассказала о технологиях: продуктивного чтения, развитие критического мышления через чтение и письмо, а так же о приёмах: «Шаги», «Корзина идей», «Яркое пятно», «До - после», «Читаю внимательно», «Да- нет», «Защищаем-обвиняем», «Весы», «Хорошо-плохо» «Паспорт героя» и другие, которые использует на уроках литературного чтения;

- Клещенко Л.П., учитель начальных классов МКОУ В-Красноярской средней школы, представила видеофрагмент занятия окружающего мира по теме «В лесу и на воде» для обучающихся 2 класса;

 - Краснова О.В., учитель начальных классов МКОУ Северной СШ. Она рассказала о учебных задачах, формирующие и развивающие функциональную грамотность младшего школьника. Показала, как на уроках использует игровые технологии (ребусы, кроссворды, математические игры); работу с символическим текстом (диаграммами, таблицами, чертежами);задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания; моделированные задания.

- Добровальская Н.А., учитель начальных классов МКОУ Северной СШ. Она рассказала о типах проектной деятельности, представила проекты: «Кто придумал цифры?», «Создание мультфильма своими руками в изобразительной деятельности», «Как правильно написать письмо деду Морозу?», «Моё село», «Я –учитель!».

- Ванченко А.В., учитель начальных классов МКОУ Чувашинской ОШ. Она рассказала о формировании креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности.

-Кулачкова Т. С., учитель начальных классов МКОУ Витинской ОШ. Рассказала о учебно-методическом комплексе «Финансовая грамотность», который использует в своей работе; о предметных результатах изучения основ финансовой грамотности; о практико-ориентированных зданиях (экскурсия в магазин, «Узелки на память», «Деньги любят счёт») и др.

 А так же обсуди проект плана работы на 2024-2025 учебный год.


 

  29.02.24 на базе МКУ «ИМЦ» прошло расширенное заседание муниципального методического объединения учителей начальных классов Северного района в форме научно-методической конференции по теме: «Оценка достижения обучающимися планируемых результатов в соответствии с обновленным ФГОС НОО: проблемы и перспективы».

   Конференцию провела Татьяна Викторовна Смолеусова, профессор кафедры начального образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, к.п.н., доцент, Почетный работник общего образования РФ. На конференции приняли участие 22 педагога.

   Перед участниками выступили: Молокова Анна Викторовна, проректор по научно-методической работе и цифровизации, зав. кафедрой начального образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, д.п. н., профессор. Она рассказала о непрерывном профессиональном развитии учителя начальных классов как важное условие качества образования; Татьяна Викторовна Смолеусова, профессор кафедры начального образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, к.п.н., доцент, Почетный работник общего образования РФ. Она рассказала о оценке достижения обучающимися планируемых результатов в соответствии с обновленным ФГОС НОО: проблемы и перспективы.

   На конференции педагогами были рассмотрены практические вопросы. Учителя работали творческими группами по секциям. Затем представители от каждой группы озвучили свой практический материал. Были озвучены следующие вопросы: «Планируемые результаты по разделу "Фольклор" и тематический контроль» (Лялина Татьяна Викторовна, учитель начальных классов МКОУ Северная СШ); «Электронное тестирование в начальной школе» (Ахметова Тамара Анатольевна, учитель начальных классов МКОУ Северная СШ); «Использование жизненных ситуаций для контроля и оценки математической функциональной грамотности» (Лихварeва Наталья Валериевна, учитель начальных классов МКОУ Северная СШ); «Задания для оценки финансовой функциональной грамотности в начальной школе» (Григорьева Ольга Владимировна, учитель начальных классов Северная СШ); «Особенности оценивания творческих работ учеников» (Кулачкова Татьяна Семёновна, учитель начальных классов МКОУ Витинская ОШ); «Роль и приемы рефлексии на уроках в начальной школе» (Михалевич Наталья Ивановна, учитель начальных классов МКОУ Гражданцевская средняя школа); «Обзор пособий с тестовыми заданиями для контроля и оценки в начальных классах» (Курочкина Мария Ильинична, учитель начальных классов Северная СШ); «Обзор пособий с заданиями для контроля и оценки функциональной грамотности в начальных классах» (Доброльская Наталья Андреевна, учитель начальных классов Северная СШ). Итоги работы на конференции подвела Татьяна Викторовна Смолеусова, профессор кафедры начального образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО.

 


     12.02.2024 прошло очередное заседание муниципального методического объединения учителей начальных классов в форме круглого стола «Работа с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности при изучении учебных предметов».

   Заседание провела Клещенко Лариса Петровна руководитель ММО учителей начальных классов МКОУ В- Красноярской средней школы. На заседании присутствовали учителя начальных классов из 9 образовательных организаций Северного района.

   По вопросу «Работа с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности при изучении учебных предметов» выступила Фролова Е.М., методист МКУ «ИМЦ». Елена Михайловна познакомила коллег с основными трудностями младших школьников при изучении учебных предметов. Были озвучены пути решения по устранению трудностей, обусловленные неготовностью обучающегося выбирать и использовать универсальные учебные действия, оказание помощи ученику на уроке. А так же, что должен знать учитель выстраивая учебный процесс на новых концептуальных основаниях, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО).

   По вопросу «Предупреждение трудностей младших школьников при изучении учебных предметов» выступили:

- Михайлова Тамара Юрьевна, учитель начальных классов МКОУ Северной СШ. Она рассказала какие трудности испытывают школьники при изучении учебного предмета «Русский язык». Более подробно остановилась на таких трудностях как: трудности, вызванные низким уровнем фонематического слуха и фонематического восприятия; трудности усвоения орфограммы «Непроверяемые гласные и согласные», а именно словарные слова; трудности написания слов с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в корне слова»; трудности автоматизации безошибочного написания с применением изученных правил. Представила методы и приемы, которые использует в своей работе: «Хлопни если услышишь», «Назови слова с заданным звуком»; упражнения со схемами слов «Соедини картинку со схемой», «Найди картинку и подбери схему с выделенным звуком», «Закрась квадратик в схеме заданному звуку»; задание с фишками; «Волшебная палочка», «Исправь ошибку», «Перевертыши», «Буквы перепутались».

 - Пинтусова Оксана Николаевна, учитель начальных классов МКОУ Северной СШ. Она рассказала какие трудности испытывают школьники при изучении учебного предмета «Математика»:

• в применении изученных математических умений и действий в типовых учебных ситуациях (группа 1); •в использовании умений в учебных (не дублирующих типовые) и практических ситуациях (группа 2); •в применении знаний, умений, способов действий и решений в новых ситуациях (группа 3); •в выполнении заданий, в которых приоритетными являются действия общеучебного ( метапредметного) характера: познавательные, связанные с самоорганизацией младшего школьника или его умением конструировать высказывания и тексты (группа 4). Представила задания, которые использует на уроках: «Сколько микроавтобусов вместимостью 13 человек потребуется для перевозки 29 пассажиров?», «Сколько потребуется килограммов песка, чтобы засыпать его в песочницу 2 м х 2 м, если на каждый квадратный метр его нужно 20 кг?», «Сколько потребуется песка на 4 м2, если на 1 м2 нужно 20 кг?», «Иван Иванович хочет купить 2 рулона обоев по 500 рублей. Какую сдачу в рублях он получит, если оплатит покупку купюрой 5000 рублей?» и другие.

- Кайгородова Зоя Федоровна, учитель начальных классов МКОУ Гражданцевской средней школы. Она рассказала какие трудности испытывают школьники при изучении учебного предмета «Литературное чтение», а так же о типичных ошибках при выполнении диагностических заданий по литературному чтению, которые были связаны с недостаточным развитием коммуникативных универсальных учебных действий. Речь идет о двух группах коммуникативных УУД: смысловом чтении и конструировании текстов разного типа. Педагог предложила следующие методические приемы, которые использует в своей работе:

1. Найдите в характеристике понятия ошибку (неточность).

2. Дополните значение данного термина, подберите синонимы, приведите примеры, когда данный термин применять нецелесообразно.

3. Обсудим варианты формулировки главной мысли. Какой из них будем считать более правильным и полным?

4. Заменим формулировку темы текста пословицей или поговоркой.

5. Обсудим: как сам автор относится к описанным событиям? Поведению героя? Описанию пейзажа? И другие…

- Михалевич Наталья Ивановна, учитель начальных классов МКОУ Гражданцевской средней школы. Она рассказала какие трудности испытывают школьники при изучении учебного предмета «Окружающий мир». Рассказала, что в обучении предмета «окружающий мир» не должно быть приоритета репродуктивных заданий. Так как главной задачей при изучении данного предмета не является запоминание сведений об объектах и явлениях природы, социума. Наталья Ивановна рассказала, что традиционные методы и репродуктивные задания не позволяют эффективно реализовать развивающий потенциал содержания, варьировать формы обучения, интенсивно использовать средства обучения. Первичным критерием для успешного образовательного процесса является создание условий для потребностных деятельностей данного этапа возрастного развития. И здесь первичны три деятельности: сенсорная, поисково- исследовательская и продуктивно-творческая. Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, упорядочивает хаотичные представления ребёнка, развивает наблюдательность, готовит к реальной жизни, позитивно влияет на эстетическое чувство и воображение.

  На завершающем этапе заседания был рассмотрен вопрос «Проектирование и анализ учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФОП НОО». Ларисой Петровной было озвучено новое в содержании обучения русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру и даны ориентиры на проектирование учебного занятия. Остановились на проектирование учебных занятий по математике и по русскому языку. Педагоги спроектировали учебное занятие по русскому языку и по математике.

Методическая копилка

 

              

                             

 


 

    29.11.2023 г прошло очередное заседание муниципального методического объединения учителей начальных классов по теме: «Уровневый подход к планированию и достижению образовательных результатов как механизм реализации обновлённых ФГОС НОО и ФОП НОО залог успешной подготовки к ВПР».

     Заседание провела Клещенко Лариса Петровна руководитель ММО учителей начальных классов МКОУ В- Красноярской средней школы. На заседании присутствовали учителя начальных классов из 9 образовательных организаций Северного района.

     Лариса Петровна ознакомила коллег с материалами методической сессии, организованной специалистами кафедры начального образования НИПКиПРО по теме «Проектирование и анализ учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФОП НОО». Практическую часть по материалам проектировочной сессии провести в январе на очном заседании.

     По вопросам: «Единство структуры, принципов и положений в системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов на уровне начального общего образования (ФГОС-21, ФОП НОО)»; «Анализ результатов ВПР за 2022-2023 учебный год» выступила Фролова Елена Михайловна, методист МКУ «ИМЦ». Она ознакомила коллег со структурой, принципами и положением о системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов на уровне начального общего образования (ФГОС-21, ФОП НОО). Более подробно остановилась на заданиях ВПР, с которыми обучающиеся не справились (мат.-ка:4; 5(2); 7; 8; 9(1,2); 10; 11; 12; русский язык: 1К1; 6; 10; 13(2); 15(1,2); окружающий мир: 3(1); 3(3); 6(2,3); 10(2,3).

     В рамках вопросов «Изучение изменений в содержании контрольно - измерительных материалов для проведения ВПР»; «Критериальное оценивание заданий ВПР» выступила Лушникова Анастасия Романовна учитель начальных классов МКОУ В-Красноярской средней школы. Она подробно остановилась на критериальном оценивании по предмету «Математика». Ознакомила с критериями для каждого типа задания и для каждого конкретного задания. И поделилась своим опытом работы над этими заданиями.

     Педагоги Веселова Валентина Ильинична и Курочкина Мария Ильинична поделились опытом по системе работы по подготовке к проведению ВПР. Практикум по выполнению типовых заданий по подготовке к ВПР. Подробно, на конкретных примерах, было показано, как ведется систематическая работа по подготовке к ВПР. Было озвучено, о том, что бы привлекать родителей к подготовке детей к ВПР.

     Клещенко Лариса Петровна выступила по вопросу «Разбор решений заданий муниципального этапа ВсОШ». Остановились на методических рекомендаций по составлению заданий по русскому языку. Ею было озвучено, что детей нужно готовить к ВсОШ систематично, начиная с 1 класса.

 

 

  28.09.2023 прошло заседание муниципального методического объединения учителей начальных классов по теме: «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: приоритетные задачи на 2023/2024 учебный год».

  Заседание провела Клещенко Лариса Петровна руководитель ММО учителей начальных классов МКОУ В- Красноярской средней школы. На заседании присутствовали учителя начальных классов из 9 образовательных организаций Северного района.

  Лариса Петровна ознакомила коллег с материалами методической сессии, которые были представлены в рамках XXIII съезда работников образования Новосибирской области, организованной специалистами кафедры начального образования НИПКиПРО по теме «Формирование функциональной грамотности младших школьников в фокусе внимания учителя начальных классов и руководителя методического объединения». Были озвучены лучшие практики методической работы в муниципальных системах образования: диагностика и самообследование работы ММО учителей начальных классов, особенности формирования функциональной грамотности обучающихся учителями начальных классов в контексте требований обновленного ФГОС НОО, актуальные методические вопросы реализации ФГОС НОО и ФООП в части обучения и воспитания младших школьников. Педагогам было рекомендовано использовать материалы, представленные специалистами кафедры НИПКиПРО.

  Далее Лариса Петровна продолжила выступление по вопросу «Анализ работы ММО за 2022 -2023 учебный год. Она познакомила присутствующих коллег с анализом работы ММО учителей начальных классов за 2022-2023 учебный год. Отметила, что все запланированные мероприятия выполнены согласно плану, хорошую подготовку коллег к выступлениям, по обмену опытом работы по различным направлениям функциональной грамотности. Наряду с положительными результатами Лариса Петровна отметила, что нужно активизировать работу участии в конкурсах профессионального мастерства. Познакомила коллег с результатами педагогической диагностики по формированию функциональной грамотности, проведённой в общеобразовательных организациях в мае 2023 г. Она сделала акцент на то, что цель данной диагностики - анализ уровня сформированности различных видов функциональной грамотности выпускников начальной школы для принятия решения совершенствования образовательного процесса. Были представлены качественные показатели выполнения заданий обучающихся 4 класса по 6 направлениям сформированности ФГ (читательской, математической, финансовой и естественнонаучной грамотности, глобальных компетенций, креативного мышления). А также задания, вызвавшие затруднения у обучающихся 4 класса. Результаты педагогической диагностики было предложено направить в письменной форме в каждое общеобразовательное учреждение Северного района для дальнейшей коррекционной работы с обучающимися. Прошло обсуждение плана работы ММО учителей начальных классов на 2023-2024 учебный год.

  Был сделан акцент на то, что план очень насыщенный, требует огромных усилий слаженной работы всех коллег района. Нужно обратить внимание на то, что будет продолжена работа по формированию и оценки функциональной грамотности обучающихся. А так же был рассмотрен вопрос об организации работы школьного и районного этапов олимпиады младших школьников по русскому языку и математике. Фролова Е.М., методист МКУ «ИМЦ» познакомила коллег с нормативно-правовой документацией по обновленным ФГОС НОО и ФОП НОО.


                  

 

                              2022-2023 учебный год

План работы учителей начальных классов на 2022-2023 учебный год (посмотреть)

   Анализ результатов "мягкого" мониторинга по оценке   сформированности функциональной грамотности в начальных классах в ОО Северного района Новосибирской области (2022-2023 учебный год)(скчать)

  Самообследование результатов работы ММО учителей начальных классов Северного района(скачать)


                                           2021-2022 учебный год

 Анализ результатов «мягкого» мониторинга по оценке сформированности функциональной грамотности в начальных классах в ОО Северного района Новосибирской области в мае 2022 года (скачать).

       Самообследование  результативности результатов работы ММО учителей начальных классов Северного района с марта 2021 года по июнь 2022 года (скачать).


 

       Методическая копилка учителей начальных классов Северного района (скачать).


   13 апреля 2023 года состоялось очередное заседание ММО учителей начальных классов. Заседание проходило по теме: «Опыт работы по формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности».

   Заседание провела Михалевич Наталья Ивановна руководитель РМО учителей начальных классов, учитель начальных классов МКОУ Гражданцевской средней школы. На заседании присутствовали учителя начальных классов Северного района.     

   Фролова Елена Михайловна, методист МКУ ИМЦ, познакомила с материалами стратегической сессии для руководителей ММО учителей начальных классов, организованной кафедрой начального образования НИПКиПРО по теме «От создания условий для формирования функциональной грамотности обучающихся к достижению планируемых результатов в контексте актуальных ФГОС ОО». Особое внимание уделила системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего образования.

   В рамках методического объединения также были представлены выступления, видеофрагменты уроков из опыта работы педагогов по различным направлениям функциональной грамотности. Следует отметить высокий уровень подготовки и проведениями педагогами уроков и внеурочных занятий. Клещенко Ларисой Петровной был представлен видеофрагмент урока по окружающему миру в 3 классе направленный на формирование функциональной грамотности. Педагог использовал разнообразные методы, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе на данном уроке. Методика ведения урока соответствовала требованиям ФГОС. Были созданы условия для формирования УУД в условиях решения практических задач.

  Столетова Наталья Петровна представила видеофрагмент занятия внеурочной деятельности «Тропинка профессий» в 1 классе по теме: «Мы -лаборанты». На занятии был представлен материал практического и познавательного характера (о свойствах соли). Обучающиеся увлеченно работали на протяжении всего фрагмента занятия. Прослеживается единая сюжетная линия. Следует отметить высокую активность и заинтересованность обучающихся.

  Опыт работы по формированию функциональной грамотности на уроках литературного чтения был представлен учителем начальных классов Чебыкиной Александрой Владимировной. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией- учителем была успешно продемонстрирована данная работа с детьми. Были представлены несколько приёмов, используемых на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности: «Чтение с остановками», «Восстанови текст», «Мозговой штурм» и другие.

   Учитель начальных классов МКОУ В –Красноярской средней школы, Лушникова Анастасия Романовна представила видеофрагмент урока в 4 классе по окружающему миру на тему: «Великая война и великая Победа». На уроке выполнялась поисковая работа, прием «Дневник исследователя» кратко формулируя свои ответы. На стадии осмысления осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, материал параграфа).

   Григорьева Ольга Владимировна, учитель начальных классов МКОУ Северной СШ, поделилась опытом работы по формированию финансовой грамотности на уроках и во внеурочной деятельности, представила эффективные методики и технологии включения финансовых вопросов в образовательный процесс, подчеркнули важность финансового просвещения для обучающихся начальных классов.

   Михалевич Н.И. представила анализ работы РМО за 2022-2023 уч. год. Выразила слова благодарности педагогам за активную, творческую работу, за представленный опыт работы в рамках РМО, предложила проект плана работы на 2023-2024 учебный год.


   31 января 2023 года состоялось очередное заседание ММО учителей начальных классов. Заседание проходило в форме практико-ориентированного семинара по теме: «Активные методы, приёмы и формы обучения в работе учителя как средство достижения образовательных результатов в контексте требований ФГОС-2021».

  В рамках семинара были представлены выступления, видеофрагменты уроков из опыта работы педагогов.

  В рамках вопроса «Единые педагогические подходы к формированию метапредметных и личностных планируемых результатов, при реализации обновленных ФГОС на уроке» Веселова Валентина Ильинична рассказала коллегам о метапредметном подходе при реализации ФГОС НОО, сделала важный акцент на формирование личностных результатах. А так же показала эффективные методы и приёмы, используемые на уроках при формировании метапредметных результатов такие, как: «Верные и неверные утверждения», «Прогнозирование», «Корзина идей» и другие.

    Кулачкова Татьяна Семеновна поделилась опытом работы по теме «Интеграции урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС». Татьяна Семёновна напомнила педагогам о принципах и уровнях интеграции, ключевых компетенциях обучающихся. Рассказала, что успешно реализуются кружки, секции, курсы внеурочной деятельности: театральный кружок «Непоседы», «Мастерилка», «Финансовая грамотность, патриотический клуб «Пересвет», «Общая физическая подготовка». Обучающиеся Татьяны Семёновны давно уже зарекомендовали себя как активные участники не только в школьных и классных мероприятиях, но и внешкольных мероприятиях. Кроме этого, все девочки начальных классов являются участниками детской танцевальной фольклорной группы «Ручеёк» при СДК «Витинский» и посещают спортивную секцию «Бадминтон» от ЦДО с.Северное. Ребята имеют возможность продемонстрировать свои творческие способности через участие в различных конкурсах, например: «Мастерская Деда Мороза», «Осенняя выставка», «Первоцветы», «Эколята» и др. Работа на образовательном портале «Учи.ру», участие в игре-конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок», в фестивале по энергосбережению «Вместе ярче». В конце выступления педагог отметил, что работа продолжается в данном направлении и усовершенствуется.

  В рамках вопроса «Формирование учебно- познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления» Михалевич Наталья Ивановна представила видеофрагмент урока в 1, 3 классах с использованием технологии кубика Блума на уроке литературного чтения. Наталья Ивановна сделала акцент, что данный прием очень нравится обучающимся, а учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и проверять знания обучающихся.

   В рамках вопроса "Работа с текстами разных типов на уроках русского языка и литературного чтения, окружающего мира в начальной школе, как основа для самообразования и саморазвития обучающихся и залог успешной подготовки к ВПР-23г." Фролова Елена Михайловна акцентировала внимание на работу с текстами на уроках русского языка и литературного чтения, окружающего мира, математики. Она подробно описала методы и приёмы работы в данном направлении. На конкретных примерах показала эффективность работы. Были даны практические рекомендации о том, как подготовить младшего школьника к смысловому чтению, поэтапно внедрить систему работы с текстами разных видов. Отметила, что приоритетной целью обучения в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

  Опыт работы представили педагоги:

- Маляревич Ольга Флорьяновна видеофрагмент урока русского языка в 3 классе по теме «Типы текстов». Педагогом умело отобран учебный материал с учетом уровня усвоения знаний обучающимися, логично связан изучаемый материал с жизнью и интересами обучающихся, с прочтенными текстами разных типов.

- Гончарова Татьяна Геннадьевна использует на уроках литературного чтения следующие приемы: «Чтение с остановками», «Тонкие и толстые вопросы», «Дерево предсказаний», «Кубик Блума», «Пометки на полях», «Шесть шляп мышления» и другие. А также активные методы обучения такие, как нетрадиционное начало урока, постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций, «Творческая мастерская».

  Далее Елена Михайловна представила анализ результатов ВПР за 2020 -2021, 2021-2022 учебных года. Акцентировала внимание на затруднениях обучающихся, при выполнении заданий.

  На заседании были озвучены конкретные задачи перед педагогами для дальнейшей работы с обучающимися при подготовке к ВПР с учётом выявленных затруднений.

  По результатам проведённого семинара решили:

1.Использовать практические материалы, представленные на заседании ММО, во время проведения учебных занятий, во внеурочной, внеклассной деятельности.

2.Продолжить формировать все виды функциональной грамотности обучающихся на учебных занятиях, внеурочной, внеклассной деятельности.

3.Продолжить подготовку обучающихся к ВПР с учётом выявленных проблем и затруднений начиная с 1 класса.

4.Применять в работе приемы, методы работы с текстами разных типов.


   23 ноября 2022 года прошло заседание РМО учителей начальных классов семинар-практикум «Организация современного образовательного процесса в начальной школе в условиях реализации обновленного ФГОС НОО залог успешной подготовки к ВПР, а так же успешного формирования функциональной грамотности».

   Были рассмотрены следующие вопросы:

1.Ознакомление с материалами проектировочной сессии, организованной кафедрой начального образования НИПКиПРО по единой региональной теме методической работы. (Михалевич Н.И.- руководитель ММО учителей начальных классов)

2. Организация современного образовательного процесса в начальной школе в условиях реализации обновленного ФГОС НОО залог успешной подготовки к ВПР. (Фролова Е.М.- методист МКУ ИМЦ).

3. Подготовка к ВПР с использованием контрольно-измерительных материалов для проведения ВПР. (Андреева И.В.-учитель начальных классов МКОУ Коб-Кордоновской ОШ).

4. Система работы по подготовке к проведению ВПР. Практикум по выполнению типовых заданий по подготовке к ВПР. (Афанасьева Н.В.- учитель начальных классов МКОУ Северной СШ).

5.Обмен опытом работы по формированию креативного мышления. Просмотр видеофрагментов уроков. (Михалевич Н.И.-учитель начальных классов МКОУ Гражданцевской средней школы; Гришмановская Н.Д.-учитель начальных классов МКОУ Биазинской средней школы).

6. Обмен опытом работы по формированию глобальных компетенций обучающихся. Просмотр видеофрагментов уроков. (Рудко Ю.И.- учитель начальных классов МКОУ Северной СШ).

   По вопросу «Ознакомление с материалами проектировочной сессии, организованной кафедрой начального образования НИПКиПРО по единой региональной теме методической работы» выступила руководитель ММО учителей начальных классов, Михалевич Наталья Ивановна. Она ознакомила с материалами проектировочной сессии, организованной кафедрой начального образования НИПКиПРО по единой региональной теме методической работы, проектом урока, внеурочным занятием, родительским собранием. Были даны практические рекомендации созданий условий для формирования функциональной грамотности обучающихся. Сделала акцент на то, что важно понимать, как следует формировать функциональную грамотность на каждом этапе урока.

  Фролова Елена Михайловна, методист МКУ ИМЦ, очень подробно осветила вопрос организации современного образовательного процесса в начальной школе в условиях реализации обновленного ФГОС НОО. А также практически показала, как можно использовать новые технологии: «Педагогическая мастерская», «Интеллект – карта», «Шестиугольное обучение», методику «Недельные отчеты», приём «Вопрос на ответ «Найди –шифровку». Рассмотрели проектирование учебного занятия, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности, основные подходы оценки учебных достижений, на основании которых реализуется оценочная деятельность учителя, методические ресурсы, которые можно использовать в работе педагогу. Затронула актуальную тему подготовки к ВПР, а также рассказала, какие затруднение возникают у детей при выполнении работ ВПР.

  Педагоги, Андреева Инна Владимировна и Афанасьева Наталья Владимировна, поделились опытом работы по подготовке к ВПР. А именно: алгоритмом подготовки к ВПР, системой заданий для достижения планируемых результатов освоения предмета. Подробно, на конкретных примерах, по таким предметам, как русский язык, окружающий мир, математика, было показано как такая работа ведется. Педагоги сделали акцент на заданиях, которые вызывают трудности у обучающихся, рассказали о путях их преодоления.

  В рамках обмена опытом работы по формированию креативного мышления, глобальных компетенций младших школьников, прошел просмотр видеофрагментов уроков, представленных педагогами: Михалевич Натальей Ивановной, Гришмановской Натальей Дмитриевной, Рудко Юлией Ивановной.


   30.08.2022 прошло заседание районного методического объединения учителей начальных классов по теме: «Формирование и оценка функциональной                   грамотности обучающихся: приоритетные                    задачи на 2022/2023 учебный год».  

      Заседание провела Михалевич Наталья Ивановна руководитель РМО учителей начальных классов, учитель начальных классов МКОУ Гражданцевской средней школы.   На заседании присутствовали учителя начальных классов Северного района.

    По вопросу «Анализ работы РМО за 2021 -2022 учебный год» вступила руководитель РМО учителей начальных классов, Михалевич Наталья Ивановна. Она познакомила присутствующих коллег с анализом работы РМО учителей начальных классов за 2021-2022 учебный год. Отметила, что все запланированное выполнено по плану. Отметила хорошую подготовку коллег к выступлениям, по обмену опытом работы по различным направлениям функциональной грамотности. Наряду с положительными результатами Наталья Ивановна отметила, что нужно активизировать работу участии в конкурсах профессионального мастерства. Далее в своем выступлении Михалевич Наталья Ивановна познакомила коллег с результатами педагогической диагностики по формированию функциональной грамотности, проведённого в общеобразовательных организациях в мае 2022 г. Она сделала акцент на то, что цель данной диагностики-анализ уровня сформированности различных видов функциональной грамотности выпускников начальной школы для принятия решения совершенствования образовательного процесса.

Для мониторинга были использованы демонстрационные задания, разработанные ИСРО РАО в 2021 году.

Были представлены качественные показатели выполнения заданий обучающихся 4 класса по 6 направлениям сформированности ФГ (читательской, математической, финансовой и естественнонаучной грамотности, глобальных компетенций, креативного мышления). А также задания, вызвавшие затруднения у обучающихся 4 класса.

    Результаты педагогической диагностики было предложено направить в письменной форме в каждое общеобразовательное учреждение Северного района для дальнейшей коррекционной работы с обучающимися.

        Прошло обсуждение плана работы РМО учителей начальных классов на 2022-2023 учебный год. Был сделан акцент на то, что план очень насыщенный, требует огромных усилий слаженной работы всех коллег района. Нужно обратить внимание на то, что будет продолжена работа по формированию и оценки функциональной грамотности обучающихся.

      Далее прошло обсуждение и изучение нормативно-правовой документации по обновленным ФГОС НОО. А также представлены основные задачи и практические рекомендации, которые были представлены на трансляции методической сессии, организованной специалистами кафедры начального образования НИПКиПРО в рамках XXII съезда работников образования Новосибирской области.

     Затем Фролова Елена Михайловна, методист МКУ ИМЦ, подвела итоги работы РМО учителей начальных классов, сделала акцент на основные задачи, стоящие перед учителями начальных классов Северного района.

 

 

 

                               

 


      01.04.2022г. прошло заседание районного методического объединения  учителей начальных классов по теме: «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: методические особенности формирования естественно-научной функциональной грамотности». Заседание провела Михалевич Наталья  Ивановна  руководитель  РМО, учитель начальных классов МКОУ Гражданцевской средней школы.   На заседании присутствовали учителя начальных классов Северного района.

       Михалевич Наталья  Ивановна  руководитель  РМО, учитель начальных классов МКОУ  Гражданцевской средней школы  выступила по теме  «Мотивация-основа познания». Она поделилась опытом работы по развитию мотивации младших школьников,  сделала акцент на то, что без учебной мотивации не будет качественного освоения знаний. Наталья Ивановна рассказала об используемых приёмах развития мотивации в учебной и внеурочной деятельности. А также были представлены работы детей по чтению, русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, ИЗО, технологии.

       По вопросу «Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности обучающихся в начальной школе» выступила Андреева Елена Карловна, учитель начальных классов МКОУ Северной СШ. Она  подробно описала основные подходы к оценке естественно-научной грамотности в начальной школе. Педагог рассказала о  цели и задачах  при оценке естественно-научной грамотности у обучающихся, акцентировала внимание на то, какие умения слабо развиты у школьников при определении уровня сформированности естественно-научной грамотности, какие умения проверяются при подборе заданий. Елена Карловна поделилась опытом работы в данном направлении  с обучающимися,  с формами работы, позволяющими сделать процесс увлекательным и продуктивным.

       Мастер-класс по теме  «Эффективные приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности у обучающихся в начальной школе» представила Кайгородова Зоя Фёдоровна, учитель начальных классов МКОУ Гражданцевской средней школы. Она продемонстрировала приёмы, формы, методы работы с обучающимися по формированию естественно-научной грамотности.  Педагог рассказала о  проблемах при работе в данном направлении.

    Продолжила работу Михалевич Наталья Ивановна. Она рассказала о предстоящей работе по проведению педагогической диагностики (мягкого мониторинга) в 4 классах образовательных школ Северного района Новосибирской области в 2021-2022 учебном году. Был сделан акцент на то, что цель данной диагностики - это анализ уровня сформированнсти различных видов функциональной грамотности выпускников начальной школы для принятия решения совершенствования образовательного процесса.

     Педагоги были познакомлены с материалами стратегической сессии по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся  в контексте требований ФГОС ОО». 

      Акцент был сделан  на:

 - формирование функциональной грамотности обучающихся; 

 - анализ заданий ВПР в части формирования функциональной грамотности;

 - апробированные задания «мягкого мониторинга» ИСРО РАО; 

 - формат проведения  педагогической диагностики в апреле-мае 2022 г.; 

 -алгоритм анализа результатов методической работы в 2021/22 учебном году.

      Педагоги обсудили  проект  плана работы РМО учителей начальных классов на 2022-2023 учебный год.


  27.01.2022 года состоялось очередное заседание районного методического объединения учителей начальных классов по теме: «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: методические особенности формирования математической функциональной грамотности». Заседание провела Фролова Елена Михайловна методист (куратор)  МКУ «ИМЦ».  На заседании  присутствовали педагоги   из 11 общеобразовательных учреждений Северного района Новосибирской области.

    Елена Михайловна  выступила по теме: «Формирование и оценка математической грамотности младших школьников в рамках требования ФГОС».  Она рассказала о приемах организации обучения, которые можно использовать на учебных занятиях и во внеурочной деятельности по данному направлению.

   Выступление  Маляревич Ольги Флорьяновны, учителя начальных классов МКОУ Биазинской средней школы  по теме «Формирование математической грамотности младших школьников во внеурочной деятельности» было основано на практической деятельности. Педагог продемонстрировал работу с обучающимися  по формированию математической  грамотности во внеурочной деятельности на примерах проектной деятельности: «Мой класс и моя школа», «Город букв», «Азбука загадок», «Наши пернатые друзья», «Семья слов», представила игры:  «Играем в ученых», «Играем в предположения»,  мини-сообщения.       

     Лихварёва Наталья Валерьевна учитель начальных классов МКОУ Северной СШ, провела мастер-класс «Применение компетентностно - ориентированных заданий на уроках математики для развития функциональной грамотности обучающихся». Педагог поделилась опытом  работы,  показала приёмы формирующего оценивания, которые  использует на учебных занятиях по  формированию  математической грамотности. Поделилась дидактическим материалом   составленным по темам: «Таблица умножения», «Периметр и площадь», «Задачи на движение», «Письменное сложение и вычитание с переходом через десяток».

     По вопросам «Анализ результатов ВПР за 2020-2021 учебный год», «Подготовка обучающихся 4-классов к ВПР»   выступили:  методист Фролова Елена Михайловна,  Гончарова Татьяна  Геннадьевна  учитель  начальной школы МКОУ Остяцкой ОШ, Гришмановская Наталья Дмитриевна учитель начальных классов МКОУ Биазинской средней школы. В рамках этих вопросов был рассмотрен анализ результатов ВПР  (математика, русский язык, окружающий мир) за 2020-2021 учебный год в 4 классах.  Проанализированы  задания    по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности,    по системе оценивания,  ошибки,  допущенные в проверочных работах.  

    Педагоги были познакомлены  с интерактивными  пособиями «Наглядная школа»,  пособиями «Экзамен – Медиа» и издательства «Экзамен».


      19 ноября 2021 года состоялось очередное заседание районного методического объединения учителей начальных классов по теме: «Формирование и оценка функциональной                   грамотности обучающихся: методические особенности формирования читательской грамотности». Заседание провела Михалевич Наталья Ивановна руководитель РМО,  учитель начальных классов МКОУ Гражданцевской средней школы. На заседании  присутствовали представители  из 11 общеобразовательных учреждений Северного района Новосибирской области.

   Руководитель РМО, Михалевич Наталья  Ивановна, выступила по теме: «Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе». Она рассказала о приемах организации обучения, которые можно использовать на учебных занятиях, во внеурочной деятельности по данному направлению. Педагог поделился используемыми в своей работе педагогическими технологиями и приёмами: технология критического мышления, работа с «вопросником», «Создание викторины» и другие.

   Ковалёва Елена Владимировна, учитель начальных классов МКОУ Новотроицкой школы, провела мастер-класс на тему: «Современные приёмы и методы использования формирования читательской грамотности». Педагог показал наглядно современные приёмы и методы использования формирования читательской грамотности на учебных занятиях и во внеурочной деятельности. Еленой Владимировной были представлены творческие работы обучающихся.

   Выступление  Кайгородовой Зои Федоровны, учителя начальных классов МКОУ Гражданцевской средней школы  по теме: «Разные типы заданий по формированию читательской грамотности в работе с текстом»  было основано на практической деятельности. Педагог наглядно продемонстрировал работу с обучающимися с разными уровнями читательской грамотности.

    В рамках реализации Модели методического сопровождения педагогов Северного района по формированию функциональной грамотности обучающихся Михалевич Наталья Ивановна рассказала о индивидуальной траектории образования школьника, повышающих личную заинтересованность обучающегося в учебном процессе и его результатах, о приёмах, позволяющих работать с обучающимся в индивидуальном режиме. Был приведен конкретный пример индивидуального образовательного маршрута.

   Педагоги  прошли анкетирование на тему: «Диагностика профессионально -   личностной компетентности учителя». 

 


   30.08.2021г. прошло заседание районного методического объединения  учителей начальных классов по теме: «Формирование и оценка функциональной                   грамотности обучающихся: приоритетные                    задачи на 2021/2022 учебный год». Заседание провела Михалевич Наталья  Ивановна  руководитель  РМО, учитель начальных классов МКОУ Гражданцевской средней школы.   На заседании присутствовали учителя начальных классов Северного района.

       Михалевич Наталья  Ивановна  руководитель  РМО, учитель начальных классов МКОУ  Гражданцевской средней школы  выступила по теме «Современный урок как основа эффективного и качественного образования». Она затронула  тему современного  урока. Каким же быть современному уроку, чтобы реализовать требования  ФГОС?  Для построения урока в рамках ФГОС НОО были озвучены  критерии результативности урока.  Системно - деятельностный подход, как метод обучения, при котором обучающийся  не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно – познавательной деятельности. Рассмотрели структуру урока. Обратила внимание на то, что развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время. Были даны практические советы по использованию заданий на уроках  по формированию функциональной грамотности.

       Рассмотрели результаты педагогической диагностики функциональной  грамотности, проводимой среди обучающихся 4 классов Северного района в мае 2021 года. Ознакомились с   планом  работы РМО  на 2021-2022 учебный год.

        Далее Фролова Елена Михайловна, методист МКУ «ИМЦ», продолжила выступление по теме: «Рекомендации для педагогов начальных классов по формированию функциональной грамотности у младших школьников». Она обратила внимание педагогов на то, что процесс формирования и развития функциональной грамотности у младших школьников происходит во время изучение учебных предметов ежедневно, что такая работа должна вестись педагогом в системе. Елена Михайловна, подробно описала типовые задания, направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся.   Предоставила  материал с вебинара по теме: «Новые подходы и особенности подготовки и проведения ВПР в начальной школе. Контроль и оценка обучающихся по курсу начальной школы».  А   также  был предоставлен актуальный методический материал, рекомендации  для дальнейшего изучения и использования в работе учителями начальных классов Северного района.

        На заседании РМО  учителя были ознакомлены с  видеозаписью трансляции  методической сессии «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: воспитательный аспект», организованной кафедрой начального образования НИПКиПРО  в рамках съезда работников образования Новосибирской области  «Воспитание, обучение и профессиональное самоопределение – ключевые инвестиции в развитие личности человека».

 

  •  План работы ММО учителей начальных классов на 2021-2022 учебный год (скачать)


 

 

   09.04.2021г. на базе МКУ «ИМЦ» прошло заседание муниципального методического объединения  учителей начальных классов по теме: «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: приоритетные задачи на 4 четверть 2020/2021 учебного года, на 2021-2022 учебный год». Заседание провела Михалевич Н. И., руководитель ММО учитель начальных классов.   На заседании присутствовали учителя начальных классов ОО Северного района.

   Методист МКУ «ИМЦ» Фролова Е.М выступила на заседании по теме: «Формирование и оценка функциональной грамотности - одна из основных задач ФГОС». Она сделала акцент на то, что одним из основных отличительных особенностей реализации ФГОС является практическая направленность знаний, умений, накопление и использование жизненного опыта ученика. Рассказала, что же такое «функциональная грамотность». Выделила основные виды функциональной грамотности. Привела конкретные примеры для дальнейшего их использования в учебной и внеурочной деятельности. Остановилась подробно на том, как нужно действовать учителю при работе над формированием финансовой грамотности, какие применять методы и приёмы работы по формированию функциональной грамотности обучающихся.

      Михалевич Н. И., учитель начальных классов МКОУ Гражданцевской средней школы, выступила по теме: «Методическое сопровождение педагогов района по формированию функциональной грамотности обучающихся». Она рассказала о модели методического сопровождения педагогов района по формированию функциональной грамотности обучающихся. Сделала акцент на цель и задачи, принципы методического сопровождения. Познакомила с содержательно-технологическим компонентом, структурно-функциональным компонентом, результативно-оценочным компонентом. А также представила структурно-функциональную модель методического сопровождения педагогов, план мероприятий. Нацелила педагогов на работу в данном направлении на  2020-2021 учебный год. Предоставила материалы установочной сессии, организованной кафедрой начального образования НИПКиПРО. Дала ссылку на материалы ИСРО РАО.

                                               

                                   

      

 

                                  

 

    Анализ результатов  «мягкого» мониторинга по оценке сформированности  функциональной грамотности в начальных классах в ОО Северного района в мае 2021 года. (скачать)

    

Дата последнего обновления страницы 03.05.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»