ММО заместителей директоров по учебной работе

                                                                                

                                        МКУ "ИМЦ"

Северный район, Новосибирская области

 

ММО заместителей директоров по учебной работе

 

                             2023-2024 учебный год  

План работы муниципального методического объединения заместителей директоров по учебно-воспитательной работе Северного района Новосибирской области на 2023 - 2024 учебный год(скачать)


   23.04.2024 проведено заседание ММО в форме семинара на тему «Через инновации к качеству образования», на котором присутствовали заместители и и.о. заместителей директоров по УВР Северного района из 7 образовательных организаций.

  На семинаре обсуждались изменения подходов к организации образовательного процесса, внедрение инноваций, современные образовательные технологии, способы и приемы формирования функциональной грамотности.

   По вопросу «Проблемы в развитии инновационного процесса в образовательной организации» выступила А.А. Антоненко, замдиректора по УВР МКОУ Северной СШ. В своем выступлении Алла Александровна отметила, что в современном мире человек получает большое количество информации, которая с каждым годом только удваивается, поэтому знания становятся главным ресурсом современных организаций, где эффективность работы чаще всего зависит от системы управления процессами создания, распространения и правильного использования знаний. Способом, который поможет реализовать данный подход, может быть внедрение инноваций в педагогическую деятельность, смысл которого заключается в развитии и воспитании таких качеств личности, которые бы отвечали запросам современного информационного общества.

  Далее были рассмотрены основные понятия, такие как инновации, инновационный процесс. Алла Александровна обратила внимание на то, что к нововведениям в сфере образования относят изменения:

а) в общественном положении образования и уровне финансирования системы; б) в структуре системы образования;

в) в содержании образования;

г) в отношениях «педагог—ребенок»;

 д) в методах обучения (воспитания);

е) в оборудовании образовательных учреждений и использовании информационных технологий;

ж) в строительстве зданий и помещений для образовательных учреждений.

   Она подчеркнула, что существуют следующие способы инновационного обучения:

- активные методы обучения;

- модульное обучение;

- проблемное обучение;

- дистанционное обучение;

 - метод проектов.

  Формирование результатов освоения образовательных программ достигается применением различных технологий:

1) Системно-деятельностного подхода, который обеспечивает активную познавательную деятельность.

2) Проектно-исследовательская деятельность.

3) Информационно-коммуникативные технологии.

  Алла Александровна подчеркнула, что педагогические инновации должны основываться на определенных принципах:

- Принцип непрерывности образования, которое является фактором мобильности общества, способствует гармонизации общественных отношений через перераспределение знаний.

- Принцип опережающего развития образования. Необходимо научить учиться, чтобы постоянно повышать свое информационное состояние.

 - Принцип проектирования инновационного развития образования, т.е. подходы к инновациям должны быть инновационными для системы образования, направленными на долговременное развитие образования.

- Принцип открытости образования и общественного участия предполагает достижение общественного согласия по совместному продвижению инноваций. - Принцип стратегического инвестирования при котором инвестиции направлены на человека, а значит в его образование.

  Затем Алла Александровна озвучила трудности, которые могут возникнуть при внедрении в образовательный процесс инноваций. К ним она отнесла: 1.Непринятие нововведений педагогами.

2. Проблема распространения педагогических технологий.

 3. Проблема недостаточной профессиональной экспертизы инновации.

 4. Проблема стандартизации образования.

5. Личностная тревожность педагогов.

6. Стереотипы поведения.

7. Инновационные барьеры.

  В заключении она подвела к выводу: для того чтобы решить данные проблемы внедрения инноваций в образовании, необходимо применять одинаковые меры во всех областях, как в воспитании и обучении, так и в организации и управлении, в переподготовке кадров. В первую очередь, инновационные изменения должны опираться на социальный запрос, а не быть только директивными. При внедрении комплексных инноваций в образовании нужно обеспечить единство технологических инноваций (новых образовательных технологий), экономических инноваций (новых экономических механизмов), педагогических инноваций (новых методов и приемов преподавания и обучения), организационных инноваций (новых организационных структур и институциональных форм). Таким образом, инновация не является эффективной до того момента, пока она успешно не внедрена и не дала результат.

  Далее, Алла Александровна озвучила вопрос «Актуальные вопросы мотивации обучающихся в процессе реализации обновленных ФГОС», который рассматривался на стратегической сессии 27 марта 2024 года в г. Новосибирске. Алла Александровна отметила, что современное школьное образование имеет множество проблем, и одной из главных является отсутствие мотивации учащихся. Она указала на факторы, повышающие мотивацию. Дала рекомендации по развитию учебной мотивации школьников в соответствии с основными составляющими учебного процесса: климатом, содержанием, методами, обратной связью и личностью учителя. Познакомила с новыми методами и приемами, формирующие мотивацию школьников. (смотреть)

  Затем присутствующие прослушали выступление Смеловой Г.С. , которая поделилась опытом по организации работы команды обучающихся учителей с использованием педагогического подхода Lesson study для получения высоких образовательных результатов и успеха каждого ученика. Галина Семеновна отметила, что данный подход Lesson study помогает создать оптимальные условия для формирования ключевых компетенций у школьников средствами современного урока в условиях ФГОС, а также решает целый ряд проблем:

- эффективный взаимообмен педагогическими находками в наставничестве;

- формирование у молодых педагогов умения диагностировать, прогнозировать результаты;

 - минимизация «слепых зон» учителя.Галина Семеновна подчеркнула, что совместное коллегиальное обучение способствует разрешению возникающих проблем, дает четкие ответы на вопросы, появляется видение дальнейшей работы.

  По четвертому вопросу «Обмен практиками в рамках реализации проекта «Школа Минпросвещения России» в образовательных организациях Северного района по магистральному направлению «Знание» и ключевому условию «Учитель. Школьная команда» выступила Худякова Т.М., замдиректора по УВР МКОУ Северной СШ. Она представила на примере Северной школы как реализуется данный проект. Подводя итоги по работе школы над модулем «Учитель. Школьная команда» в рамках проекта «Школа Минпросвещения России» Татьяна Михайловна отметила, что существенно не изменилась деятельность учителя в рамках данного проекта, но существенно изменилось единое содержание программ, курсов повышения квалификации, нормативных документов, системы мониторинга деятельности образовательных учреждений, и все это гарантирует равные условия для получения качественного образования. (смотреть)

  Далее были представлены видеофрагменты открытых уроков, направленных на формирование функциональной грамотности: - по русскому языку «Виды односоставных предложений» (МКОУ Витинская ОШ, учитель Орлова И.С.); - по географии «Современные процессы, формирующие рельеф» (МКОУ Витинская ОШ, учитель Голдина С.М.); -по русскому языку «Орфографический анализ имен числительных» (МКОУ Чувашинская ОШ, учитель Краснова Т.В.).  

   После просмотра фрагментов уроков, Г.С. Смелова, и.о. замдиректора по УВР МКОУ Витинской ОШ и И. С. Еремеева, и.о. замдиректора по УВР МКОУ Чувашинской ОШ, провели анализ представленных видеофрагментов уроков.     

  Ирина Сергеевна Еремеева дала подробный анализ уроку русского языка «Орфографический анализ имен числительных». Она отметила, что цели и задачи урока соответствуют требованиям ФГОС. Указала на то, что урок начался организованно. Дети к уроку готовы. Прослушав считалку, дети сами делают вывод, что сегодня на уроке они будут говорить о числительных. Учитель на уроке создаёт учебную ситуацию ( работа учащихся с карточками) для самостоятельной постановки учащимися цели урока (повторить правописание ь знака в числительных в конце слов и в середине), обосновывает значимость учебного содержания для учащихся.

  На уроке использованы различные средства обучения: учебник, таблицы, индивидуальные карточки, интересный дополнительный материал.

  Учитель умеет отбирать содержание учебного материала, согласно поставленным целям и результатам обучения. Отражаются на уроке основные дидактические принципы: материал излагается доступно, последовательно, с учётом возрастных особенностей детей, вопросы поставлены простым ясным языком, немногословны, отражён управляемый переход от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ( учащиеся самостоятельно по карточкам работают с текстом «Озеро Байкал») с последующей взаимопроверкой. Учитель предлагает учащимся задания, связанные с основными группами читательских умений таких как:

- задания на поиск информации в тексте, заданной в явном виде;

- формулирование выводов на основе фактов, представленных в текстах.

  Ирина Сергеевна сделала вывод, что учитель уделяет внимание формированию функциональной грамотности, в своей работе эффективно используют формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность обучающихся, грамотно выстраивают структуру учебного занятия, позволяющую формировать и развивать функциональную грамотность обучающихся. Обучающимся было предложено самим формулировать тему занятия и определять цель, к которой они будут стремиться. На этапе формулирования темы и цели занятия учитель применяла элементы технологии проблемного обучения. Организованная данным образом работа позволила обучающимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, узнавать новые знания. При проведении занятия учитель использовала различные виды контроля: ученик – ученик, самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с записями на доске).

  Ирина Семеновна отметила, что предметное содержание уроков соответствует требованиям ФГОС и ФОП. Учителя умело акцентируют социализирующее предметное содержание урока, формы работы, развивающие личностные качества учеников в соответствии с требованиями ФГОС, умеют самостоятельно проектировать такие задания. Открывают для ученика метапредметные цели при изучении предметного содержания. Формы разнообразных приемов развития УУД подобраны в соответствиями с целями урока. Использование этих приемов в учебной деятельности дифференцировано. Объем заданий, развивающих УУД, оптимален для данных уроков и класса.

  Развитие регулятивных УУД: учитель организует представление учащимися целей урока, обязательных результатов обучения в соответствии с обязательным минимумом. Связывает цели урока с общими целями темы. Учителя применяют разные приемы мотивации учащихся – на результат и на деятельность, учитывают уровень сформированности мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер учащихся для отбора социальных, познавательных, эмоциональных или волевых приемов мотивации. На уроке идет обучение различным формам парной, групповой и коллективной деятельности, реализовано развитие коммуникативных УУД.

Учителя используют понимающий и директивно-понимающий стили общения, не допускают как панибратства и излишнего либерализма, так и отстраненного, равнодушного стиля общения.После урока ученики удовлетворены собственной деятельностью, у них хорошее настроение, отсутствие ощущения усталости.

  По результатам работы ММО выстроен алгоритм работы на 2023/2024 учебный год, педагоги получили необходимые рекомендации.

                              

копилка


  19.01.2024 проведен круглый стол по обмену опытом по теме «Внутришкольная система работы по профилактике учебной неуспешности», на котором присутствовали заместители и и.о. заместителей директора по УВР Северного района из 9 образовательных организаций.

  На круглом столе обсуждались основные направления работы участников образовательных отношений с неуспевающими и обучающимися, испытывающими трудности в обучении, рассматривались пути преодоления учебной неуспешности, формы организации работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.

  По вопросу «Повышение эффективности образовательной деятельности через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя» выступила Н.Д. Гришмановская, и.о. замдиректора по УВР МКОУ Биазинской средней школы. В своем выступлении Наталья Дмитриевна отметила, что в любой образовательной организации встречается учебная неуспешность обучающихся, то есть ситуация, когда обучающиеся оказываются не в состоянии по тем или иным причинам полноценно осваивать образовательную программу.

Чтобы найти средство для преодоления учебной неуспешности, надо знать причины, порождающие ее.

Она подчеркнула, что одной из самых главных причин неуспешности становятся дефекты здоровья школьников, вызванные различными причинами-экологическими, социальными и др., а также низкое развитие интеллекта, отсутствие мотивации учения, слабое развитие волевой сферы у обучающихся.

Она отметила, что выделяют несколько видов неуспеваемости: общее и глубокое отставание – наблюдается по многим или всем учебным предметам длительное время; частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - наблюдается по одному-трём наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика); неуспеваемость эпизодическая – наблюдается то по одному, то по другому предмету (относительно легко преодолеваемая); ранняя неуспеваемость - возникает с самого начала обучения, с первого класса. Причины отставания назвала следующие: педагогическая запущенность; психологическая неготовность к обучению (часто сочетается с педагогической запущенностью), низкая обучаемость (характерна для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей), нарушение функций анализаторных систем (в первую очередь, это дети с нарушениями зрения и слуха), недостаточное развитие образного мышления (такие учащиеся не умеют работать по образцу, соотносить свои действия с заданным способом решения);поздняя неуспеваемость - появляется уже при обучении в средних классах школы. Как правило, связана с ростом требований к результатам обучения и возрастным кризисом.

Наталья Дмитриевна также озвучила типы неуспевающих учеников:

 -«Хочет, но не может»;

- «Может, но не хочет»;

-«Не хочет и не может».

  Затем присутствующие прослушали выступление Смеловой Г.С. по теме «Повышение эффективности образовательной деятельности через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя». Она отметила, что мировые тенденции развития среднего образования характеризуются переходом от традиционно-репродуктивной модели школы к развивающе-конструктивной модели, направленной на результат.

  Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.

  Образовательный процесс подразумевает взаимодействие учащихся и педагогов, направленное на достижение образовательных задач, обучение и воспитание школьников.

  Для успешной реализации учебно-воспитательного процесса в школе необходимо не только грамотно выстраивать образовательную программу и выполнять нормативные требования, но и обеспечивать поддержку учащимся.

  Современные процессы, происходящие в жизни общества, определили новые подходы к организации образовательной деятельности. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

  Процесс обучения направлен на формирование личности детей и на овладение ими навыками, которые в дальнейшем будут им полезны. Сюда относятся коммуникационные умения, способность проявлять лидерские качества и заниматься самообразованием, умение находить, обрабатывать и использовать информацию, демонстрировать свой опыт и результаты личной работы.

  В последние годы понятие «подход к образовательной деятельности » стало значительно чаще использоваться в педагогической лексике.

 Галина Семеновна отметила, что современный учитель должен непрерывно совершенствовать педагогическое мастерство и применяющие современные подходы к организации образовательной деятельности, использовать теоритические знания и опыт работы коллег.

  Галина Семеновна назвала основные подходы в педагогической деятельности:

-Личностно-ориентированный подход;

-Интерактивный подход;

-Развивающее обучение;

-Игровые подходы;

-Проблемный подход;

-Программированное обучение;

 -Метод проектов;

-Коммуникативный подход в обучении;

-Компетентностный подход;

-Технологический подход;

-Поисковый подход;

-Инновационный подход на уроках.

   Далее, руководитель ММО Антоненко Алла Александровна, замдиректора по УВР МКОУ Северной СШ, провела практикум по функциональной грамотности и критериальному оцениванию. Алла Александровна рассказала о том, что термин «критериальное оценивание» впервые использовал Роберт Глейзер в 1963 году. Он характеризовал процесс, где деятельность учеников оценивается через фиксированный набор заранее определенных критериев. Глейзер отмечал, что оценка относительно критериальных стандартов исключает сравнение и зависимость от достижений других учеников, а также направлена на информирование об уровне компетентности каждого школьника. Система критериального оценивания учебных достижений учеников основана на том, что преподавание, обучение и оценивание взаимосвязаны и обеспечивают единый подход к организации учебной деятельности. Алла Александровна отметила, что деятельность учителя в последовательности «цели обучения – урок – оценивание» стала классической, что современная модель проектирования образовательной деятельности нуждается в пересмотре этих позиций из-за противоречий между тем, чему учили и что оценивают.

  Далее, Алла Александровна познакомила присутствующих с технологией «Обратный дизайн»- специальной технологией педагогического проектирования образовательной деятельности, главным критерием которой становится не содержание, а планируемые результаты обучения. Она подчеркнула, что более эффективной оказывается деятельность, когда учитель определяет цели обучения, рассматривает и проектирует процесс оценивания и только затем планирует и проводит обучение учеников.          

  Также Алла Александровна отметила, что система оценивания должна строиться на компетентностном подходе, который предполагает ориентированность оценивания на установление степени соответствия учеников на «выходе» ожидаемым результатам.

  Затем Алла Александровна ознакомила присутствующих с видами оценивания при критериальном подходе, критериями и шкалами критериального оценивания, а также поделилась приемами критериального оценивания («Редакторский совет» , «Пирамида знаний», «Закончи предложение», «Древо творчества» , «Светофорик» и т.д.).

  В заключение участники круглого стола выполняли задания по обсуждаемой теме.

   По результатам работы ММО выстроен алгоритм работы на 2023/2024 учебный год, педагоги получили необходимые материалы для проведения практикумов с педагогами по критериальному оцениванию в ОО.

Методическая копилка

 

                  


   17.11.2023 прошло заседание муниципального методического объединения заместителей директоров по УВР Северного района в форме семинара по теме «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС-2021 и ФООП: проблемы и решения», которое провела Антоненко Алла Александровна, руководитель ММО, замдиректора по УВР МКОУ Северной СШ.

  На заседании присутствовали заместители и и.о. заместителей директора по УВР Северного района из 8 образовательных организаций. Руководитель ММО Антоненко Алла Александровна, замдиректора по УВР МКОУ Северной СШ, осветила материалы региональной методической сессии для руководителей ММО, которая прошла в г. Новосибирске 02.11.2023 по теме «Проектирование образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ОО, ФООП, ФАОП: актуальные аспекты. Система оценивания в современной образовательной организации».

 На данном мероприятии выступали Рекичинская Е.А., доцент кафедры управления образованием ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, заместитель директора по НМР МАОУ «Гимназия № 3 в Академгородке», и Лузгина Лариса Сергеевна, начальник отдела оценки качества образования ГКУ НСО НИМРО. Лариса Сергеевна озвучила основные подходы для оценки функциональной грамотности, сообщила результаты общероссийской оценки по модели PISA – 2022, мониторинга уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся Новосибирской области.

 В своем выступлении Е.А. Рекичинская отметила, что в рамках приоритетных направлений развития образовательной системы РФ Правительство Российской Федерации предусмотрело создание модели оценки качества образования. Она еще раз озвучила 3 уровня системы оценки качества образования: внутреннюю систему оценки качества образования, региональную систему оценки качества образования, федеральные мониторинги и государственную итоговую аттестацию. Обратила внимание на то, что система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. Система оценки на всех уровнях образования имеет единую структуру и строится на общих принципах и положениях.    

 Отметила, что основные направления и цели оценочной деятельности: -оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга школы, мониторинговых исследований муниципального, регионального и федерального уровней; -оценка результатов деятельности педагогических кадров как основа аттестационных процедур; -оценка результатов деятельности образовательной организации как основа аккредитационных процедур.

 Сообщила, что в соответствии с ФГОС система оценки реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений. А также затронула основные аспекты критериального оценивания. Участники семинара отметили, что все представленные материалы имеют практическое применение.

 Еремеева И.С., и.о. замдиректора по УВР МКОУ Чувашинской ОШ, представила систему работы образовательной организации по достижению качественных показателей по итоговой аттестации.

 Она сообщила, что согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией выпускников. Одна из задач школы – качественная подготовка выпускника к государственной итоговой аттестации, которая проводится в формате ЕГЭ для 11-х классов и в форме ОГЭ для 9-х классов.

 Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а системы слаженной и целенаправленной работы учителей, учащихся, администрации школы и родителей. В школе есть определённая система подготовки к государственной итоговой аттестации. 

 Организация подготовки начинается с мая месяца году предшествующему ГИА . Проводится индивидуальное собеседование с будущим выпускником и его родителями, решаются вопросы предварительного выбора экзаменов, дальнейшего выбора пути в 10 класс или техникума и училища. В начале учебного года, когда выпускник определился с выбором предметов, результаты выбора сообщаются всем педагогам школы. Подготовка к ГИА начинается с сентября месяца, определяются дни для консультаций. Так же в начале учебного года анализируем результаты итоговой аттестации по каждому предмету отдельно:

 1) какие оценки получены учащимися по ГИА по всем предметам;

2)соответствие годовых оценок и оценок, полученных на ГИА;

3)средний балл по всем предметам в разрезе района и области.

 Анализ результатов выявляет причины такого расхождения и возможного несоответствия в ходе подготовки учащихся к ГИА, способствует поиску решений, чтобы устранять такие недостатки.

 В течение учебного года ведётся информационная работа с педагогами, с родителями и с учащимися, начиная с ноября по июнь. По подготовке и проведению ГИА администрация школы и педагогический коллектив руководствуется нормативно-распорядительными документами федерального и регионального, муниципального уровня. На заседании ШМО учителей-предметников анализируются инструктивно-методические письма по итогам ГИА и различные изменения в ОГЭ по различным предметам в текущем году, обсуждаются вопросы ГИА на педагогическом совете. Педагоги принимают активное участие в региональных и муниципальных семинарах, вебинарах по подготовке к ГИА, заседаниях ММО.

 Знакомят родителей с процедурой ГИА. На официальном сайте школы представлен раздел по подготовке к ГИА.

 Организация информационной работы с учащимися проводится в различных формах: инструктаж для учащихся, практикум по заполнению бланков, практикум по оцениванию работ, тренировочные экзамены.

 Классный руководитель оформляет стенд о подготовке к ГИА, на котором размещает различную информацию о правилах проведения экзамена, о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков, сроках проведения государственной итоговой аттестации, действиях в нестандартной ситуации и другую полезную информация.

 По 3 вопросу «Система оценки достижений планируемых результатов в условиях обновленных ФГОСС и ФООП» выступила Мордвинцева Н.А., и.о. замдиректора по УВР МКОУ Коб-Кордоновской ОШ. Наталья Александровна подробно рассказала о системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего образования. Выделила особенности оценки личностных результатов, оценки метапредметных результатов, предметных результатов, функциональной грамотности.

 В завершение она отметила, что оценка результатов освоения образовательной программы соответствующего уровня образования должна стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Указанная оценка должна не просто подводить итоги достигнутого, она должна стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества российского образования.

 По 4 вопросу «Осуществление контроля за реализацией ООП НОО, ООО, СОО в условиях введения ФООП» выступила Сидорова Т.Н. , и.о. замдиректора по УВР МКОУ Остяцкой ОШ. Она познакомила присутствующих с локально-нормативными актами школы по данному направлению, описала этапы осуществления контроля за реализацией ООП НОО, ООО.

 По результатам работы ММО заместители и и.о. заместителей директора по УВР Северного района получили необходимые рекомендации.

      Мониторинг уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся Новосибирской области

        Проектировочная сессия для руководителей ММО заместителей директоров по УВР «Проектирование образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ОО, ФООП, ФАОП: актуальные аспекты» Система оценивания в современной образовательной организации


   18.09.2023 прошло заседание муниципального методического объединения заместителей директоров по УВР Северного района по теме «Особенности управления образовательной организацией в условиях обновлённых ФГОС и формирования функциональной грамотности», которое провела Антоненко Алла Александровна, руководитель ММО, замдиректора по УВР МКОУ Северной СШ.

      На заседании присутствовали заместители и и.о. заместителей директора по УВР Северного района из 8 образовательных организаций.

      Руководитель ММО Антоненко Алла Александровна, замдиректора по УВР МКОУ Северной СШ, осветила материалы региональной методической сессии для руководителей ММО, которая прошла в г. Новосибирске 23.08.2023 по теме «Особенности управления образовательной организации в условиях обновленных ФГОС и формирования функциональной грамотности: учебно-воспитательная работа».

   На данном мероприятии выступали Рекичинская Е.А., доцент кафедры управления образованием ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, заместитель директора по НМР МАОУ «Гимназия № 3 в Академгородке», и Поцукова Т.А., проректор по учебной работе, заведующий кафедрой управления образованием ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, к. п. н., доцент, Отличник просвещения.

  Татьяна Анатольевна в рамках своего выступления познакомила с понятием аутентичного лидерства, обозначила его основные характеристики.

   Затем присутствующие прослушали выступления Солодовой Т.А., руководителя ММО заместителей директоров по УВР Венгеровского района, которая поделилась опытом по вопросу «Совершенствование качества образования, обновление содержания педагогических технологий в условиях работы ФГОС и ФООП» , и Кириченко С.В. , замдиректора по УВР МБОУ «Биотехнологический лицей №21», наукоград Кольцово. С.В. Кириченко представила свою работу по теме «Роль инновации образовательной среды в мотивации обучающихся к изучению предметов естественно-научной направленности. Повышения уровня функциональной грамотности обучающихся».

    В заключение сессии Е.А. Рекичинская провела обзор изменений законодательства в сфере образования. Назвала основные критерии готовности образовательной организации к введению ФООП:

 -разработанный и утвержденный на уровне образовательной организации план-график мероприятий по введению ФООП;

 -разработанные и утвержденные основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующие ФООП;

  -локальные нормативные акты образовательной организации приведенные в соответствие с требованиями ФООП и в связи с их введением;

-разработан план работы внутришкольных методических объединений с ориентацией на рассмотрение и методическую помощь педагогическим работникам в вопросах реализации ФООП;

 - осуществлено повышение квалификации управленческой и педагогической команд по вопросам введения ФООП;

-сформирована система мониторинга готовности каждого учителя к реализации ФООП;

-обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации образовательной программы НОО, ООО, СОО, соответствующих ФООП.   

     А также критерии успешного внедрения ФГОС:

 -мотивированность педагогов (видят проблему, понимают необходимость ее решения); -информированность (знакомы ли с ФГОС и ФОП, видят ключевые моменты изменения образовательного процесса);

- понимание и принятие (понимают важность реализации ФГОС, оценивают его позитивно, четко представляют тенденции развития образования);

-наличие методической поддержки (посещают ли семинары, совещания);

 - удовлетворенность (видят позитивные изменения в образовательном процессе, формируют у обучающихся универсальные учебные действия).

     И в завершении Е.А. Рекичинская озвучила задачи обновления содержания общего образования.

   Участники заседания отметили, что все представленные материалы имеют практическое применение.

   С результатами мониторинга сформированности функциональной грамотности обучающихся 7, 8 классов, проведенного в ОО Северного района в апреле 2023 года, ознакомила О.П. Кривошеина, директор МКУ «ИМЦ» Северного района. Ольга Петровна отметила проблемы, связанные с умением использовать предметные знания и умения при решении учебно-практических задач (проблем), дала необходимые рекомендации.

   Бухтиярова А.П., замдиректора по УВР В-Красноярской средней школы представила анализ работы ММО за 2022 -2023 учебный год. Антонина Петровна отметила, что все члены ММО плодотворно работали над реализацией поставленных в 2022-2023 учебном году целей и задач. Деятельность членов ММО была достаточно активной, разнообразной и эффективной. Все вопросы, рассмотренные на заседаниях ММО, были вызваны потребностью совершенствования процесса обучения, достижения наилучших результатов в работе, совершенствования качества учебно-воспитательной работы. Тематика обсуждаемых проблем соответствовала единой проблеме методического пространства.

   Далее Антонина Петровна озвучила результаты работы по самообследованию результативности работы ММО с апреля 2022 года по июнь 2023 года. Антонина Петровна указала на основные достижения ММО замдиректоров по УВР: а) все запланированные вопросы были рассмотрены на состоявшихся очных и заочных заседаниях; б) посещение заседаний ММО достаточно высокое; в) работа над повышением уровня функциональной грамотности велась всеми образовательными организациями Северного района.

    По 5 вопросу «Обсуждение плана работы ММО заместителей директоров по УВР на 2023-2024» выступила руководитель ММО Антоненко А.А., замдиректора по УВР МКОУ Северной СШ. Алла Александровна ознакомила с планом работы ММО заместителей директоров по УВР на 2023-2024 учебный год, озвучила единую методическую тему «Реализация требований ФГОС ОО с учетом содержания ФООП, ФАОП в ОО Новосибирской области», обозначила перспективы дальнейшей работы.    

     По результатам работы ММО выстроен алгоритм работы на 2023/2024 учебный год, педагоги получили необходимые рекомендации.


                         2022-2023 учебный год

  План работы ММО заместителей директоров по учебной работе на 2022-2023 учебный год (посмотреть)

  Результаты муниципального мониторинга математической, читательской, естественно-научной функциональной грамотности среди обучающихся 7, 8 классов муниципальных казенных общеобразовательных учреждений Северного района Новосибирской области за 2022-2023 учебный год (посмотреть)


 

                                         2021-2022 учебный год

Результаты мониторинга функциональной грамотности обучающихся в 2022 году (посмотреть)


 

    Методическая копилка (посмотреть)


 

  28.04.2023 прошло заседание районного методического объединения заместителей директоров по УВР по теме «Индивидуально-ориентированный подход к системе работы со способными и одаренными обучающимися». Заседание провела Бухтиярова Антонина Петровна, руководитель РМО, и.о. заместителя директора МКОУ В-Красноярской средней школы. Присутствовали - и.о. заместителя директора по УВР Северного района.

   Антонина Петровна представила информацию со стратегической сессии, организованной кафедрой управления образованием НИПКиПРО по единой региональной теме «От создания условий для формирования функциональной грамотности обучающихся к достижению планируемых результатов в контексте актуальных ФГОС ОО».

  Затем, рассмотрели вопрос «Система работы школы с детьми, имеющими особые образовательные потребности как фактор повышения качества образования».

   По данному вопросу выступила Смелова Г.С., и.о. замдиректора по УВР МКОУ Витинской ОШ. Она рассказала о системе работы ОО с 7 обучающимися с особыми образовательными потребностями, а также о работе с одаренными детьми. Она познакомила с понятием «одаренность», раскрыла основные характеристики одаренности. Являясь психологом, Галина Семеновна проводит диагностику обучающихся и их родителей. Она привела перечень муниципальных и региональных конкурсных мероприятий, в которых поучаствовали обучающиеся и заняли призовые места. Выступление сопровождалось презентацией.

    Бухтиярова А.П., и.о. замдиректора по УВР МКОУ В-Красноярской средней школы, также рассказала о системе работы школы с одаренными детьми. В образовательной организации используются разные формы работы: факультативы с углубленным изучением предмета, кружки, школьная ученическая конференция, интеллектуальные игры. Также учителя на уроках организуют работу с одаренными детьми. Обучающиеся принимают участие в муниципальных и региональных конкурсах и занимают призовые места.

   По вопросу проведения мониторинга сформированности функциональной грамотности обучающихся 7-8 классов в ОО Северного района в апреле 2023 года выступила Кривошеина О.П., директор МКУ «ИМЦ». Она рассказала о том, как проходит мониторинг ФГ в школах района в апреле 2022-2023 учебного года в 7-8 классах, обратила внимание на определение уровней сформированности ФГ. Также Ольга Петровна нацелила и. о. замдиректоров по УВР на участие в проекте «Флагманы образования» и проведении школьного методического мероприятия, аналогичного конкурсу «Учитель года». Представила план мероприятий («дорожная карта») реализации целевой модели наставничества для образовательных организаций Северного района Новосибирской области в 2023 году.

  По вопросу «Из опыта работы ОО по формированию функциональной грамотности» выступили:            

   Сидорова Т.Н., и. о. замдиректора по УВР МКОУ Остяцкой ОШ, Панова Н.Н., и. о. замдиректора по УВР МКОУ Новотроицкой ОШ, Еремеева И.С., и. о. замдиректора по УВР Чувашинской ОШ. Сидорова Т.Н. рассказала, что в Остяцкой школе работа по формированию ФГ ведется в урочное и внеурочное время, также рассказала о возникших трудностях при реализации курса внеурочной деятельности по ФГ. Учителя используют банк заданий РЭШ и ИСРАО.

   Панова Н.Н. отметила, что в МКОУ Новотроицкой школе ведутся кружки по функциональной грамотности. На заседаниях ШМО учителя обмениваются опытом работы, применяют формы и методы работы коллег. Работают на платформе РЭШ и ИСРАО.

  Еремеева И.С., считает основным компонентом фунциональной грамотности- читательскую грамотность. Являясь учителем, она представила используемый банк заданий по математике. Рассказала об опыте работы своих коллег. В Чувашинской школе постоянно пополняется банк заданий, которые педагоги берут из ВПР и ОГЭ. Работают на платформе РЭШ и ИСРАО. Используют навыки формирования функциональной деятельности в проектной работе. Выступление сопровождалось презентацией.

    По вопросу «Из опыта работы по технологии «Исследование урока»» выступили: Понарина Ж.Л., и. о. замдиректора по УВР МКОУ Гражданцевской средней школы и Сидорова Т.Н., и. о. замдиректора по УВР МКОУ Остяцкой ОШ. Жанна Людвиговна отметила, что существуют трудности с внедрением данной технологии в связи с тем, что в образовательной организации работают 5 приезжающих учителей, поэтому сложно совместно всем собраться после уроков. Но тем не менее в мае проводят уроки по данной технологии. Сидорова Т.Н., и.о. замдиректора по УВР Остяцкой ОШ рассказала о том, как построена работа, а именно, группой из 2 педагогов (учителей химии и географии) провели три урока (1 цикл), выводы не готовы сделать, так как работали недостаточно.

  По вопросу «Методические рекомендации по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» выступила Фролова Е.М., методист МКУ «ИМЦ». Она отметила, что необходимо внедрять формирующее оценивание, рассказала об особенностях данной технологии. Предложила карту анализа урока по обновленным ФГОС.

   По итогам заседания районного методического объединения заместителей директоров по УВР решено: Методические материалы НИПКиПРО принять к сведению и использовать в работе; Продолжать работу с одаренными детьми, иметь план работы; Одобрить работу школ по формированию ФГ. Включать во внеурочную деятельность курсы по формированию ФГ, в начальной школе- по смысловому чтению; Продолжать внедрение технологии «Исследование урока» в школах района в 2023-2024 учебном году. Подвести итоги на уровне школы за 2022-2023 учебный год.                             

                 

 

                         


 03.02.2023 прошло заседание районного методического объединения заместителей директоров по УВР по теме «Инновационная деятельность и развитие профессионально - личностных качеств педагогов как необходимое условие повышения качества образования».

  Заседание провела Бухтиярова Антонина Петровна, руководитель РМО, и.о. заместителя директора МКОУ В-Красноярской средней школы. На заседании присутствовали и.о. заместителя директора по УВР Северного района из 8 образовательных организаций района.

   По вопросу «Обмен опытом по внедрению в образовательный процесс технологии «Исследование урока» выступили Бухтиярова Антонина Петровна, Арманчева В.И., Аверченко Л.С. Бухтиярова А.П. рассказала об этапах технологии исследования урока. Материалов очень много, необходимо точно знать, какие этапы должны соблюдаться при планировании урока по данной технологии.

1.Наличие ключевой идеи как фокус для исследования. 2.Определение класса для исследования и кандидатуры трех «исследуемых» учеников, представителей 3-х уровней: высокого, среднего и ниже среднего(низкого).

3.Формирование групп педагогов.

4. Проведение урока.

Очень важно, чтобы учитель, проводящий урок, помог учащимся позитивно настроиться на урок, тем более, что на уроке будут присутствовать еще учителя - наблюдатели и будет производиться видеосъемка. Учитель в процессе занятий дает возможность учащимся, за которыми ведется наблюдение, отвечать наравне со всеми, не выделяя их.

5. Наблюдение на уроке за тремя «исследуемыми» учениками. Учителя-наблюдатели ведут наблюдение каждый за своим учеником, внося результаты своего наблюдения в специально разработанную для данного урока схему наблюдения урока.

6. Интервьюирование учащихся. Интервьюирование нескольких учащихся класса после проведенного урока поможет учителям выяснить их мнения об эффективности исследовательского урока. Вопросы для интервьюирования должны быть конкретными и направленными на получение обратной связи в виде деятельностной рефлексии.

7. Обсуждение исследовательского урока.

8. Совместное планирование группой следующей реализации подхода Lesson study.

  Обсуждение проведенного урока и планирование следующих уроков, с учетом корректировки полученных результатов исследования, помогут учителям повысить качество и эффективность последующих уроков. Следующие уроки также проводятся по той же установленной структуре. Результативность такой организации учебного процесса можно будет проследить по динамике изменений успеваемости, учащихся через фокус предложенного исследуемого подхода учителями – исследователями.

  Использование данного подхода является отличным способом профессионального развития, способствующего построению образовательного сообщества. Он позволяет наблюдать за действиями учеников и корректировать совместную деятельность.

  Арманчева В.И., и.о. замдиректора по УВР Бергульской ОШ рассказала о том, как работают учителя их школы. Для работы выбран 7 класс. Провели по два урока.

Эта технология позволяет обмениваться педагогическими находками, формирует умение диагностировать, прогнозировать результаты, повышает самооценку ученика. Есть проблемы- в классах мало обучающихся, не на каждом классе возможно провести урок.

  Аверченко Л.С., и.о. замдиректора по УВР К-Кордоновской ОШ. Для работы выбраны 6 и 7 классы. Учителя дали по два урока. Технология позволяет увидеть именно пробелы учителя, которые не дают ему возможности повысить результат собственной деятельности. Учитель будет осознавать, что надо планировать не ход урока, а деятельность детей на уроке, причем с реализацией личностно – ориентированного и дифференцированного обучения. К проблемам можно отнести загруженность учителей. Но большинство членов коллектива приняли данную технологию.

  По вопросу «Об организации наставничества в ОО Северного района» выступила Кривошеина О.П., директор МКУ «ИМЦ». Она привела слова министра просвещения Российской Федерации Сергея Сергеевича Кравцова: «28 апреля 2022 года можно назвать днем возрождения методических служб. Мы будем делать все для их поддержки. Они нужны нашей системе образования, нашим учителям».

 Ключевыми стратегическими приоритетами развития методической службы являются:

-глобальная «сборка» всех региональных методических структур, всех элементов, которые способны оказывать методическую поддержку, в единую систему и налаживание их реального взаимодействия;

-технологизация методической службы; -формирование регионального методического актива;

-адресное научно-методическое сопровождение учителя.

  Ольга Петровна рассказала о том, что продолжается внедрение целевой модели наставничества в ОО. Она напомнила нормативную базу, представила анализ персонализированных программ наставничества, отметила положительные стороны, обратила внимание на пункты, которые требуют доработки. Предложила шаблон персонализированной программы наставничества на 2023-2024 год, опросники для наставников и наставляемых.

  По вопросу «О деятельности ОО в условиях реализации ФГОС» выступила Худякова Т.М., заместитель директора по УВР Северной СОШ. Она познакомила с новым документом-ФОП.

  К сентябрю все ООП школы должны соответствовать федеральным программам. В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 992 утверждена Федеральная образовательная программа начального общего образования, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 утверждена Федеральная образовательная программа основного общего образования и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014 утверждена Федеральная образовательная программа среднего общего образования. Данные документы вступили в силу уже с января 2023 года, но школам поручено полностью перейти к их реализации до 1 сентября 2023 года. При этом стоить заметить, за школой остается право разрабатывать собственную программу, но с обязательным применением единых федеральных рабочих программ по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. То есть, новый образовательный план базируется не только на основании ФГОС, но теперь еще и на ФОП НОО, ООО и СОО. Программа ориентируется на формирование универсальных учебных действий обучающихся, содержит описание взаимосвязи учебных действий и учебных предметов, характеристику познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий учеников, приобщение подрастающего поколения к российским традиционным и духовным ценностям, включая и ценности своей этнической группы. ФОП по каждому уровню включает 3 раздела: целевой — определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов; содержательный — включает федеральные рабочие программы учебных предметов, программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся и федеральную рабочую программу воспитания; организационный — включает федеральный учебный план, федеральный план внеурочной деятельности, календарный учебный график и календарный план воспитательной работы, определяющие общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы. Также, ФОП по каждому уровню предусматривает непосредственное применение федеральных рабочих программ: ФОП НОО — по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру; ФОП ООО – по русскому языку, литературе, истории, обществоведению, географии, основам безопасности жизнедеятельности; ФОП СОО — по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и основам безопасности жизнедеятельности. Итого, ФОП — это основной документ, определяющий содержание общего образования, регламентирующий образовательную деятельность в единстве урочной и внеурочной деятельности с учетом обновленных ФГОС.


 

  22.11.2022 прошло заседание районного методического объединения заместителей директоров по УВР Северного района ««Практико-ориентированный семинар «Создание современной образовательной среды как фактор повышения качества образования», которое провела Бухтиярова Антонина Петровна, руководитель РМО, и.о. заместителя директора МКОУ В-Красноярской средней школы.

     На заседании присутствовали заместители и и.о. заместителей директора по УВР Северного района из 11 образовательных организаций.

     По вопросу участия в проектировочной сессии для руководителей ММО, которая прошла в г. Новосибирске 3 ноября 2022 рассказала Бухтиярова Антонина Петровна, руководитель РМО заместителей директоров по УВР Северного района. На данном мероприятии выступали Рекичинская Е.А и Поцукова Т.А. Татьяна Анатольевна озвучила задачи, над которыми продолжают работу ММО Новосибирской области.       

Затем присутствующие познакомились с выступлением Игнатьевой Л.В., руководителем ММО заместителей директоров по УВР Барабинского района. Лариса Васильевна рассказала об опыте организации и проведения в районе фестиваля открытых уроков, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся «Современный урок-2021». Затем присутствующие обсудили карту контроля качества урока по ФГОС- 2021, с помощью которой заместитель директора может провести анализ урока по обновленным ФГОС, отследить формирование навыков функциональной грамотности. Следующим вопросом повестки проектировочной сессии было обсуждение профильного обучения в 10 классе в новом учебном году. Иванова Е.А. познакомила с видами профилей, учебными планам для каждого из них. В качестве практической работы каждой группе необходимо было оформить и защитить учебный план по предложенному профилю.

    По вопросу «Система работы образовательной организации по достижению качественных показателей по итоговой аттестации» выступили Понарина Ж.Л. , и.о. замдиректора по УВР МКОУ Гражданцевской средней школы и Панова Н.Н., и.о. замдиректора по УВР МКОУ Новотроицкой ОШ. Жанна Людвиговна выделила следующие направления работы:

   · качественный анализ результатов итоговой аттестации;

   · проектирование деятельности методических объединений;

   · совершенствование организации учебного процесса;

   · совершенствование системы внутришкольного контроля;

   · организация повышения квалификации педагогов.

     Архиважным направлением успешной сдачи обучающимися экзаменов является совершенствование организации учебного процесса в образовательном учреждении. А самым главным в учебном процессе был и остается урок. Чтобы обучающиеся выпускных классов успешно прошли ГИА, учителя должны систематически совершенствовать свои знания в части конструирования (проектирования) современного урока в соответствии с требованиями ФГОС.

     С начальной школы должна проводиться планомерная работа по формированию у обучающихся универсальных учебных действий: навыков осмысленного чтения, наблюдения, отбора и анализа информации, формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации, установление причинно-следственных связей, анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; построение логической цепочки рассуждений; доказательство. Именно эти приемы мыслительной деятельности смогут помочь успешно сдать ГИА. Конечно, важны не только предметные и общеучебные УУД. В успешной сдаче ГИА немалую роль играют также личностные и регулятивные УУД: самоопределение, целеполагание, планирование, контроль, оценка, саморегуляция.

    Одним из инструментов по подготовке к ГИА являются интерактивные тренажеры: Решу ОГЭ, Я-Класс, Сдам ЕГЭ и др. Они достаточно хорошо себя зарекомендовали. Задачей учителя является оказание помощи ученику в формировании индивидуальной траектории подготовки к государственной итоговой аттестации с учётом текущего уровня знаний. По итогам 2021-2022 учебного года качество на ОГЭ по математике и русскому языку составило 100 %.

    Панова Н.Н. рассказала, что в 2021-2022 учебном году двое обучающихся ОГЭ по математике сдали с качеством 100%, по русскому языку - 50%, по географии - 100%, по биологии - 50%. Итоги ГИА ежегодно анализируются на заседаниях ШМО, педагогическом совете школы, после чего составляется план работы на новый учебный год. В обязательном порядке проводятся пробные ОГЭ по русскому и математике на уровне школы два раза в год. Много времени уделяется на уроках для повторения и закрепления материала. С обучающимися и их родителями работают социальный педагог и классный руководитель. С 8 класса начинается подготовка к ОГЭ. Обучающихся знакомят с КИМами, ведется профориентационная работа. Много внимания уделяется заполнению бланков. Учителя-предметники и классный руководитель постоянно находятся на связи с родителями. Проводятся родительские собрания, индивидуальные консультации.

   По вопросу «Инновационная роль учителя в условиях современной цифровой образовательной среды. Современные образовательные платформы» выступили Сидорова Т.Н., и.о. замдиректора по УВР МКОУ Остяцкой ОШ и Аверченко Л.С., и.о. замдиректора по УВР МКОУ Коб-Кордоновской ОШ.

   Татьяна Николаевна, отметила, что в соответствии с требованиями обновленных ФГОС учитель должен выстраивать учебный процесс, используя все возможности информационной образовательной среды. В рамках участия МКОУ Остяцкой ОШ в 2021 году в региональном проекте «Мероприятие «Цифровой образовательный контент»» педагогам был предоставил бесплатный доступ к ведущим образовательным онлайн-сервисам России:

   «1С:Урок» — портал с интерактивными наглядными учебными материалами, предназначенный для подготовки и проведения уроков учителями, а также для самостоятельной работы школьников;

   «ПРОСВЕЩЕНИЕ»- коллекция учебных и методических материалов, инновационные образовательные сервисы, интерактивные тренажеры для закрепления знаний, много вебинаров по ФГОС и подготовке к ОГЭ;

   ЯКласс. Предлагает видео уроки, презентации к урокам, интерактивные задания, олимпиады, материалы по подготовке к ВПР, ОГЭ, вебинары и многое другое;

    РЭШ, пользуемся видео уроками, тестами на закрепление. Используем в своей работе электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности;

    Учи.ру. всем хорошо знакомая платформа. Используем ее на уроках для закрепления изученного материала, для контроля используя функцию «создать проверочную работу». На этапе изучения нового материала «открытие нового знания». Выдаются д/з из карточек индивидуально каждому. Также участвуем в олимпиадах и конкурсах на этой платформе.

    Также в своей работе используем nsportal.ru, урок РФ, ifourok, Единую систему ЦОР – на этапах изучения нового материала, для проверки, закрепления учебного материала.

   В ноябре 2022 года прошли курсы «Использование библиотеки цифрового образовательного контента в учебной деятельности», где познакомились с библиотекой цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России.

    Аверченко Л.С. рассказала об использовании на уроках программ: QR coder.ru, pliskers (помогает работать в онлайн-режиме по карточкам, рисункам). Также активно используются ресурсы платформы «Просвещение».

    По вопросу «Выявление педагогических дефицитов в работе и.о. замдиректоров по УВР» выступили Арманчева В.И., и.о. зам. директора по УВР МКОУ Бергульской ОШ и Бухтиярова А.П., и.о. зам. директора по УВР МКОУ В-Красноярской средней школы. Валентина Ивановна рассказала, что в обязательном порядке в школе анализируются итоги государственной аттестации. Составляется план работы, корректируются рабочие программы.

Учителя-предметники проводят дополнительные консультации, на которых работают с заданиями сайтов: Решу ОГЭ, онлайн-тест, ЯКласс. Проводится пробный экзамен по русскому языку и математике. Учителя анализируют ошибки, проводят коррекцию на уроках и внеурочное время.

   Антонина Петровна отметила, что в МКОУ В-Красноярской средней школе проводится анализ промежуточной аттестации, входного контроля, ОГЭ. Выявляются типичные задания, которые западают с начальной школы по русскому языку и математике. На заседаниях ШМО учителя обмениваются опытом по преподаванию пересекающихся тем, посещают уроки друг друга. В контрольные и проверочные работы включают западающие задания.

   По вопросу «Нормативное правовое обеспечение наставничества педагогических работников» выступила Кривошеина О.П, директор МКУ «ИМЦ». Она рассказала о возможных формах наставничества в рамках обязательного внедрения в 2022 году системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях. Напомнила перечень локальных актов, который должен быть в каждой ОО, о наполнении раздела «Наставничество» на официальном сайте учреждения.


        29.08.2022 прошло заседание районного методического объединения заместителей директора по УВР по теме «Планирование и организация методической работы заместителей директоров на 2022-2023 учебный год». Заседание провела Бухтиярова Антонина Петровна, руководитель РМО, и.о. заместителя директора МКОУ В-Красноярской средней школы. На заседании присутствовали и.о. заместителя директора по УВР Северного района.

         Бухтиярова А.П.  представила новых заместителей директора по УВР из МКОУ Коб-Кордоновской, МКОУ Чувашинской ОШ и МКОУ Северной СШ, озвучила повестку для работы. В повестку внесли вопросы, которые рекомендовано рассмотреть на августовских совещаниях в школе: о новой модели методической работы и о новой модели профессионального развития работников образования.

        По первому вопросу выступила Бухтиярова Антонина Петровна. Она предложила посмотреть отрывок   видеозаписи трансляции методической сессии, организованной кафедрой управления НИПКиПРО в рамках XXII съезда работников образования Новосибирской области «Воспитание и развитие личности – приоритет государственной образовательной политики».

Спикер секции Игнатьева Лариса Васильевна, руководитель ММО зам. директора по УВР Барабинского района, зам. директора по УВР МКОУ Старощербаковской СОШ Барабинского района в своем выступлении поделились опытом формирования функциональной грамотности.  Данный материал можно использовать для работы.

       По второму вопросу выступила Бухтиярова Антонина Петровна. Она рассказала об итогах работы районного методического объединения заместителей директоров по УВР за 2021-2022 учебный год.  Задачи, поставленные на 2021-2022 учебный год реализованы. Методическая работа представляет относительно непрерывный, постоянный, повседневный процесс, сочетаясь с курсовой переподготовкой, муниципальными и региональными семинарами и онлайн-конференциями. Работа в течение года велась на удовлетворительном уровне. Заседания №1-3 проводились в дистанционном формате. Тематика заседаний РМО отражает основные проблемные вопросы, которые стремятся решать педагогические коллективы школ района.  Большая часть заместителей директоров ОУ района составляют опытные заместители директоров с большим стажем работы, обладающие высоким профессиональным мастерством. Можно отметить, что есть заместители, которые работают творчески, имеют достаточно высокую профессиональную подготовку, знают задачи, поставленные перед современной школой. Главное в их работе - поиск новых технологий, которые влияют на повышение качества образовательного результата, профессиональный рост учителей- Орлова И.С., Савастеева Н.В., Осипова Г.А. Отметила плюсы и минусы в работе методического объединения. Необходимо работать над повышением качества образования через формирование функциональной грамотности обучающихся. В 2022-2023 году эта задача остается приоритетной. Недостаточна работа районного методического объединения по вопросу организации включения заместителей директоров в диссеминацию инновационного управленческого опыта по актуальным вопросам работы заместителей директоров по УР. Затем Антонина Петровна озвучила план работы на новый учебный год.

        По третьему вопросу выступила Кривошеина Ольга Петровна. Она рассказала о результатах мониторинга ФГ в школах района в апреле 2021-2022 учебного года. С целью оценки уровня сформированности математической, читательской, естественно-научной функциональной грамотности (далее- ФГ) среди обучающихся 8 классов муниципальных казенных общеобразовательных учреждений Северного района Новосибирской области в период с 15 марта по 15 апреля 2022 года был проведен муниципальный мониторинг, в котором приняли участие 100 % образовательных организаций Северного района Новосибирской области. По оценке МГ Северная СШ показала 62 % сформированности на недостаточном уровне. Лучший результат показали Биазинская СШ, Бергульская ОШ и Остяцкая ОШ. В целом, можно сделать вывод, что 64 % обучающихся района показали средний, повышенный и высокий уровни сформированности математической грамотности и 36 %-недостаточный и низкий уровни. Сформированность ЕНГ обучающиеся показали на уровне области и России. Но в сравнении с прошлым годом есть положительная динамика.73% обучающихся Северной СШ показали низкий результат. Лучший результат- Биазинская СШ, Остяцкая ОШ, Коб-Кордоновская ОШ, Новотроицкая ОШ. По итогам мониторинга 53 % обучающихся образовательных организаций Северного района показали недостаточный и низкий уровни сформированности естественно-научной грамотности. Сформированность ЧГ 71% на среднем, повышенном и высоком уровне показали обучающиеся Северной СШ. Лучшие результаты в Гражданцевской СШ и Коб-Кордоновской ОШ.  В целом, по району 74 % обучающихся показали средний, повышенный или высокий уровни сформированности читательской грамотности. По результатам мониторинга ОО Ольга Петровна дала рекомендации:

  - проанализировать результаты мониторинга. С учетом проведенного анализа продумать управленческие решения, направленные на мобилизацию ресурсов ОО для повышения уровня формирования функциональной (особенно естественно-научной и математической грамотности) грамотности обучающихся;

   - отслеживать в течение учебного года организацию работы педагогами по формированию функциональной грамотности на урочных и внеурочных занятиях; по назначению обучающимся заданий по функциональной грамотности из электронного банка на платформе РЭШ;

   - на основе результатов мониторинга и других данных проанализировать актуальность профессиональных дефицитов педагогов ОО, затрудняющих формирование функциональной грамотности обучающихся. Продумать возможность оказания методической поддержки данным педагогам.

       По четвертому вопросу выступила Кривошеина О.П. Она рассказала о том, что на основании письма Управления образования от 11.08.2022 №633 в повестку августовских педсоветов рекомендуется включить вопрос о новой модели профессионального развития работников образования. Данная модель работает у нас с 2021 года. Сюда включены курсы «Школа современного учителя», «Школа современного учителя. Развитие МГ», «Школа современного учителя. Развитие ЕНГ», «Школа современного учителя. Развитие ЧГ». В рамках курсов педагоги проходят оценку предметных и метапредметных компетенций. Результаты предоставляются только педагогу. За ним закрепляется куратор и осуществляется адресная помощь. Следующий этап- участие в профессиональных конкурсах. В каждой школе нужно готовить учителей для конкурса «Учитель года», в ходе которого повышается мастерство учителя. Большое значение имеет составление индивидуального плана развития педагога. В нем должны быть проанализированы профессиональные дефициты и разработаны пути их коррекции. О методической работе Ольга Петровна рассказала, что в каждой школе работают ШМО. Они взаимодействуют с РМО. Работу курируют либо методисты, либо и.о. замдиректора по УВР.


         22.04.2022 состоялось  заседание районного методического объединения  заместителей директоров по учебно-воспитательной работе  по теме «Практико-ориентированный семинар   «Современный урок как основа эффективного и качественного образования»»,  которое  провела руководитель РМО Бухтиярова Антонина Петровна,  и. о.  заместителя директора по учебно-воспитательной работе МКОУ В-Красноярской  средней школы. На  РМО присутствовали заместители и и. о. заместителей директора по учебно-воспитательной работе   из 7 общеобразовательных учреждений Северного района Новосибирской области.

        По первому вопросу     «Современный урок и его анализ» выступила Панюкова О.Н.,  и.о. замдиректора по УВР Чувашинской ОШ. Она напомнила структуру современного урока по ФГОС. Рассказала о том, как проводит анализ урока в образовательной организации. Представила методический материал «Современный урок-ФГОС». Основные пункты, которые принимает во внимание завуч, анализируя современный урок: цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика, психологические моменты. Ольга Николаевна представила схему-образец анализа урока по ФГОС,  с которой она работает.

        По второму вопросу «Из опыта работы: «Сингапурские методики», «Исследование урока»»  выступили Осипова Г.А., и. о.  заместителя директора по УВР Северной СШ и Бухтиярова А.П., руководитель РМО.

Галина Анатольевна представила видеофрагмент интегрированного урока в 8 классе  (физика-география) с использованием сингапурских методик. Она рассказала об особенностях построения урока: деление класса на группы, о выборе обучающих структур: КОНЭРС, МЭНЭДЖ МЭТ,  ХАЙ ФАЙВ. Галина Анатольевна проанализировала плюсы и минусы данной методики, провела практическую работу с присутствующими.

Бухтиярова А.П. рассказала о внедрении  «Lessоn- Stydi», как инновационной технологии развития профессиональных компетенций педагогов. Это японская технология, которая за счет пристального внимания к уроку и наблюдения за разными группами учеников (сильными, средними, слабыми) позволяет шаг за шагом повышать мастерство учителей.  Используется в целях совершенствования методики преподавания и повышения качества знаний обучащюихся, а также в целях разработки концептуальных педагогических подходов, таких как оценивание. Антонина Петровна познакомила участников РМО с алгоритмом  проведения технологии Lesson Study. Рассказала, что совместно с коллегами  в своей образовательной организации были проведены  уроки биологии, математики, русского языка в 7 классе по данной технологии.  Из-за болезни обучающихся и учителей смогли пройти только один цикл.  Но можно сказать, что данная технология обладает большим потенциалом для развития профессиональных компетенций педагогов, она побуждает учителей к профессиональному сотрудничеству в педагогическом коллективе, ориентирует их на совместное исследование возможностей применения на практике новых современных методик и технологий обучения с учетом имеющихся условий в конкретном образовательном учреждении. Lesson-Study помогает включить педагогов образовательных учреждений в эффективную инновационную деятельность, без которой модернизация системы образования невозможна

       По третьему вопросу выступила Панарина Ж.Л., и.о. замдиректора  МКОУ Гражданцевской средней школы. Она рассказала о том, что цель мониторинга качества образования  PISA - оценка способности применять в реальной жизни знания, полученные за школьной скамьей. Объект исследования - образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. В большинстве стран в этом возрасте заканчивается обязательное школьное обучение, а национальные программы обязательного среднего образования еще не так сильно различаются, как в старших классах. Первая ступень образования особенно важна: ведь это фундамент всего образовательного процесса, который в нашем мире происходит всю жизнь. Если в ребенке заложена или воспитана способность самостоятельно приобретать знания, необходимые для успеха в обществе, то все остальное приложится. Основное внимание при проведении мониторинга качества образования в школе уделяется оценке овладения учащимися общеучебными и интеллектуальными навыками. Для проверки математической грамотности, читательской грамотности, естественнонаучной грамотности и умения решать проблемы разрабатываются комплексные или структурированные задания. Каждое из заданий включает отдельный текст, в котором описывается некоторая проблема, и вопросы к нему различной трудности. По результатам выполнения заданий оценивается способность учащихся выявить проблему в тексте и решить ее, применив знания из той или иной предметной области. Работу выполняли 3 обучающихся. Подготовка велась на платформе РЭШ. Информировали о мониторинге родителей. 

    По результатам работы РМО      заместители и и. о. заместителей директора по учебно-воспитательной работе          получили методические материалы.

 

 

Банк заданий функциональной грамотности обучающихся 

     МКОУ Витинская ОШ (скачать)

     МКОУ Бергульская ОШ (скачать)

     МКОУ Остяцкая ОШ (скачать)

     МКОУ В-Красноярская средняя школа (скачать)

    

 

 


 

         02.02.2022 состоялось заседание районного методического объединения заместителей директора по учебно-воспитательной работе «Практико-ориентированный семинар «Внедрение ФГОС-2021», которое провела руководитель РМО Бухтиярова Антонина Петровна, и. о. заместителя директора по учебно-воспитательной работе МКОУ В-Красноярской средней школы. На РМО присутствовали заместители и и. о. заместителей директора по учебно-воспитательной работе из 11 общеобразовательных учреждений Северного района Новосибирской области.

         По вопросу «Нормативное и методическое сопровождение перехода образовательного учреждения на ФГОС-2021», используя презентацию «Обновленные ФГОС НОО, ООО: содержание, механизмы реализации» (ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»), выступила Бухтиярова А.П. Она отметила, что обновленные ФГОС 2021 года, определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области, а также описаны по группам требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. При этом личностные результаты группируются по направлениям воспитания. Содержание пояснительной записки стало единым, как для ООП НОО, так и для ООП ООО. Изменены требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Еще дополнили содержательный раздел НОО и ООО рабочими программами учебных модулей. Изменились требования к программе формирования УУД, объему урочной и внеурочной деятельности. Обновленный ФГОС фиксирует право образовательной организации применять различные образовательные технологии, которое поможет обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Изменения коснулись требований к информационно-образовательной среде, оснащению кабинетов, повышению квалификации педагогов.

         Бухтиярова А.П. рекомендовала заместителям и и. о. заместителей директора по учебно-воспитательной работе обращаться к сайту Института стратегии развития образования РАО, на котором размещена информация по рабочим программам, материалы по формированию функциональной грамотности.

         В рамках вопроса «Модель деятельности заместителя директора по УВР в условиях введения ФГОС-2021» руководитель РМО акцентировала внимание на том, что в каждой образовательной организации должна быть создана рабочая группа по разработке основных образовательных программ начального и основного общего образования, разработана дорожная карта по подготовке к внедрению ФГОС НОО и ООО, необходимо познакомить членов педагогического коллектива с обновленными ФГОС, а также родительскую общественность.

         Кривошеина О.П., директор МКУ «ИМЦ» дала рекомендации по разработке положения о школьных методических объединениях в образовательных организациях Северного района Новосибирской области в соответствии с методическими рекомендациями по организации деятельности муниципальных методических объединений в сфере образования Новосибирской области, разработанными НИПКиПРО. Отметила, что в рамках всероссийского семинара "Формирование и оценка функциональной грамотности" был представлен обновленный банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов по шести направлениям: математической, читательской, естественно-научной, финансовой грамотности, глобальным компетенциям и креативному мышлению. Ольга Петровна, акцентировала внимание на том, что платформу РЭШ можно и рекомендовано использовать для проведения внутришкольного мониторинга сформированности функциональной грамотности обучающихся.

        По результатам работы РМО заместители и и. о. заместителей директора по учебно-воспитательной работе получили методические материалы.

     


     

           23.11. 2021г. прошло заседание районного методического объединения  заместителей директора по УВР по теме «Эффективные практики организации методической работы по формированию ФГ». Заседание провела Бухтиярова Антонина Петровна,  руководитель  РМО, и.о. заместителя директора  МКОУ В-Красноярской  средней школы.   На заседании присутствовали  и.о. заместителя директора по УВР из 11 ОО  Северного района.

             Бухтиярова А.П.  проанализировала анкету по выявлению трудностей и опыта по формированию функциональной грамотности в школах района. И.о. заместителя директора школы по УВР отслеживают формирование ФГ в рамках административных контрольных работ, при посещении занятий педагогов, при проведении отдельных внутришкольных мониторингов. Каждая образовательная организация формирует банк диагностических материалов. Эти материалы взяты с сайтов РЭШ, НИМРО, с курсов по повышению квалификации. В школах проводятся  мероприятия, направленные на формирование ФГ: педагоги проходят курсы повышения квалификации; изучаются  демоверсии; проводятся  мягкие  мониторинги в 4-9 классах; введены курсы внеурочной деятельности  в учебный план; проводятся  совещания, педсоветы, заседания ШМО; проведено анкетирование педагогов; работа с обучающимися на сайте РЭШ. В своей работе педагоги используют  учебное пособие НИМРО "Уроки формирования функциональной грамотности".  И.о.  заместителей директора по УВР имеют лист наблюдения урока/занятия по функциональной грамотности, который они использует при посещении уроков/занятий педагогов и отражает результаты в справке.

            По второму вопросу выступила и.о. замдиректора по УВР МКОУ Витинской ОШ Орлова И.С. Ирина Семеновна прошла курсы по формированию ФГ при НИПКиПРО. Она рассказала о системе работы в школе по формированию ФГ. В начале года в учебный план, в часть, формируемую участниками образовательного процесса, ввели курсы внеурочной деятельности по формированию ЧГ, МГ, ЕНГ, финансовой грамотности в 5-9 классах. Креативное и глобальное мышление формируют учителя-предметники и классные руководители. В начальной школе ведется курс «Финансовая грамотность». В рамках методической помощи учителям-предметникам был организован семинар по умению составлять задания по ФГ. Для этого были проанализированы задания учебника. Затем изучены рекомендации по составлению заданий, умению оценивать задания. Ведется контроль через посещение уроков, внеклассных мероприятий, открытые уроки.

           Савастеева Н.В., заместитель директора по УВР МКОУ Северной СШ рассказала о том, что они начали работу с анализов своих контрольных работ, с того, как учителя – предметники проверяют метапредметные умения. Проблем очень много, учебники не соответствуют современным требованиям, учителю приходится затрачивать время на составление заданий или их поиск в интернете. Задания по формированию ФГ нужно включать на каждом этапе урока. Наталья Владимировна поставила вопрос: есть педагогические технологии, формирующие ФГ?   Нужно найти ответ на такой вопрос. На 2022-2023 год в школе предполагается разработка модульного курса внеурочной деятельности по формированию ФГ.

             


     

     

      30. 08. 2021г. прошло заседание районного методического объединения   заместителей директора по учебной работе по теме: «Формирование и оценка функциональной грамотности: управленческие аспекты». Заседание провела руководитель  РМО, Лаврова Юлия Анатольевна, учитель иностранного языка МКОУ Остяцкой ОШ. На заседании присутствовали педагоги Северного района.

     На заседании были рассмотрены вопросы:

    1. Результаты  мониторинга сформированности функциональной грамотности обучающихся 7,8 классов, проведенного  в ОО Северного района в апреле-мае 2021 года. 

    2. Организация и проведение школьного и муниципального  этапов Всероссийской олимпиады школьников в 2021-2022 учебном году.   

    3. Просмотр видеозаписи трансляции  методической сессии, организованной кафедрой управления  НИПКиПРО в рамках XXI съезда работников образования Новосибирской области.

    4.Рассмотрение  и утверждение плана работы на 2021-2022 уч. г.

      5. Изучение нормативно-правовой документации.


     

    • План работы ММО заместителей директоров по учебной работе на 2021-2022 учебный год (скачать)

      

       17 мая 2021 года было проведено заседание районного методического объединения заместителей директора по учебной работе по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся», в котором приняли участие 9 заместителей  и и.о. заместителей директора по учебно-воспитательной работе (далее- УВР)   образовательных организаций Северного района   Новосибирской области.

    Заседание открыла руководитель РМО, и.о. заместителя  директора по учебно-воспитательной работе   МКОУ Остяцкой ОШ  Лаврова Ю.А., которая познакомила  присутствующих   с материалами установочной сессии для заместителей директоров по УВР по теме   «Функциональная грамотность - важнейший результат образования». Было обращено внимание на приоритетное направление – формирование функциональной грамотности, на критерии оценивания функциональной грамотности.

    Кроме того, в рамках заседания была рассмотрена и обсуждена  модель методического сопровождения образовательных организаций по вопросу формирования функциональной грамотности обучающихся в Северном районе Новосибирской области.

    Также, руководителем  РМО Лавровой Ю.А. был проведен семинар « О формировании функциональной грамотности обучающихся в образовательной организации»  с рассмотрением вопроса о проведении оценки качества образования по модели PISA в Новосибирской области в 2021 году.

         Об анализе готовности общеобразовательных учреждений Северного района Новосибирской области к оценке качества образования по модели PISA заслушали директора МКУ «ИМЦ» Кривошеину О. П.

    Опытом управления функционированием ВСОКО  поделилась Орлова И. С., и.о. заместитель директора по УВР  МКОУ Витинской ОШ.

             Итогом заседания стало  решение   о необходимости организации  системной работы по формированию функциональной грамотности обучающихся в образовательных организациях Северного района Новосибирской области, а также о проведении внутришкольного мониторинга сформированности функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов.

     

     

     

     

     

    Дата последнего обновления страницы 07.05.2024
    Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»