ММО учителей химии и биологии

                                                                                

                                        МКУ "ИМЦ"

Северный район, Новосибирская области

 

ММО учителей химии и биологии

 

********************************************************************************                                                 

                                            2023-2024 учебный год

План работы муниципального методического объединения учителей биологии, химии Северного района на 2023 - 2024 учебный год(скачать)

  


 

  26.04.2024 на базе МКОУ Северной СШ прошло заседание ММО учителей химии и биологии по теме «Педагогическая деятельность учителей биологии и химии как условие качественного образования при реализации ФГОС и ФООП».

  Цель: Рассмотреть системность использования комплексных заданий, стимулирующих основные слагаемые функциональной грамотности в учебном процессе как один из факторов повышения качества образования.

  В рамках заседания были рассмотрены следующие вопросы:

- Обсуждение материалов стратегической сессии, предоставленных кафедрой естественно-научного образования НИПКиПРО по единой региональной теме методической работы (Шуршева С.В., руководитель ММО).

- Практикум для учителей района: «Как подготовить ребенка к практической части ОГЭ по химии».

- «Эффективные виды и формы работы учителя по формированию профориентации обучающихся на уроках биологии и химии» (Воробьева М.Ф., учитель химии МКОУ Гражданцевской средней школы).

   По первому вопросу руководитель ММО учителей биологии и химии Шуршева С.В. обобщила работу ММО в 2023-2024 учебном году, работу по переходу на обновленный ФГОС и приведение программ по биологии в соответствии с ФООП. Педагоги обсудили организацию работы по биологии в 9 классе в следующем учебном году, говорили о необходимости создания дополнения к пояснительной записке в рабочей программе, усилить биологическую составляющую в курсе биология в 9 классе в группе тем через региональную составляющую, а также о необходимости использования виртуальных лабораторных работ.

  На следующем этапе заседания педагоги выполнили практическое задание, цель которого было: рассмотреть системность использования комплексных заданий, стимулирующих основные слагаемые ФГ в учебном процессе как один из факторов повышения качества биологического образования. В ходе выполнения задания педагоги смогли обозначить содержание проблемных для учителя блоков школьного курса биологии, выявленных в рамках федерального и регионального мониторингов, проанализировать их представленность в материалах ГИА и ВПР. Педагоги смогли соотнести типологию заданий, вызывающих затруднения и характер ошибок, допускаемых обучаемыми в рамках диагностических процедур по биологии с профессиональными дефицитами учителей и смоделировать задания для обучающихся для коррекции типичных ошибок. Было выявлено, что повышение качества выполнения диагностических процедур и устранение дефицитов возможно при условии совершенствования уровня собственного профессионализма и осознание единства подходов к подготовке обучающихся к различным видам диагностики, через использования комплексных заданий в учебном процессе.

                                                             

   По второму вопросу «Как подготовить ребенка к практической части ОГЭ по химии», педагоги окунулись в атмосферу реального экзамена. Им были предложены билеты с заданиями 23 и 24. Два педагога выполняли роль экспертов, лаборант подготовил набор №3 для проведения опытов. В ходе практического занятия, были выявлены и проанализированы типичные ошибки детей на экзамене.

                                                             

   Интересный и подробный опыт работы по теме «Профориентация на уроках биологии и химии» представила Воробьева М.Ф.. Учителя еще раз задумались о важности профессионального самоопределения обучающихся, их успешной адаптации на рынке труда. Доклад был подкреплен различными примерами профессий, с которыми можно знакомить детей при изучении конкретных тем курса биологии и химии. Педагоги поделились примерами из своего опыта работы. Также был сделан акцент на детей с ограниченными возможностями здоровья. В практической части этого вопроса педагогам были предложены новые современные профессии, связанные с химией и биологией, которые необходимо было соотнести с их характеристикой. Учителя познакомились с диагностикой для детей «Примерь профессию химика», позволяющей определить готовность к профессиям, связанным с химией.

                                                               


 

16 января 2024 года в дистанционном формате прошло заседание районного методического объединения, в работе которого приняли участие учителя из 9 общеобразовательных учреждений.

Тема: «Реализация обновленных ФГОС и ФООП как приоритетных направлений в обучении биологии, химии».

Цель: Поделиться опытом работы при подготовке детей к олимпиадам, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Задачи:

1. Обсудить результаты муниципального этапа ВСОШ по химии, биологии, экологии за последние три года, поделиться опытом по подготовке детей к предметным олимпиадам;

2. Рассмотреть особенности критериального оценивания работ ОГЭ, ВПР по биологии;

3. Разобрать примеры эффективных приемов быстрого запоминания сложных тем на уроках химии.

    В рамках первого вопроса обсудили результаты муниципального этапа ВСОШ по химии, биологии, экологии за последние три года. Озвучены возможные причины низких показателей по району. С каждым годом уменьшается количество детей, желающих и имеющих возможность принимать участие в олимпиадах и снижается результативность. Поэтому вопрос, «Как подготовить ребенка к предметным олимпиадам», оказался актуальным. Педагоги Люст А.Г. и Макарова О.В. представили свой опыт работы по подготовке одаренных детей. Сделан полный обзор олимпиадных заданий по предметам за этот год. Подробно рассмотрены наиболее сложные задания. Было обращено внимание на то, какие ошибки допускают дети в своих работах.

    На следующем этапе руководитель ММО познакомила педагогов с результатами ВПР, ОГЭ, ЕГЭ за 2022-2023 учебный год. Рассказала, чем критериальное оценивание отличается от традиционного. Традиционная система оценивания страдает определенной степенью «расплывчатости», зачастую может быть необъективной, повышает уровень тревожности ученика и снижает мотивированность к обучению. Критериальный подход к оцениванию дает информацию учителю, ученику, родителю о том, как идет процесс обучения. Критерии оценивания разрабатываются с учетом требований стандарта по учебному предмету, методических рекомендаций. Такой подход снижает тревожность, повышает интерес к обучению. При проверке работ по ВПР, ОГЭ, ЕГЭ тоже применяется критериальное оценивание. На заседании были рассмотрены типичные ошибки детей в вопросах с развернутым ответом в ВПР и ОГЭ и как правильно оценивать такие задания. Педагоги обменялись опытом по подготовке детей к таким заданиям.

    Следующим был рассмотрен вопрос об эффективных приемах быстрого запоминания сложных тем на уроках химии. Очень часто преподаватели сталкиваются с проблемой у обучающиеся: ребята жалуются на то, что не могут запомнить научный материал. Следовательно, это значительно усложняет процесс усвоения знаний и научного материала. Из данного вопроса педагоги познакомились с отдельными приемами и упражнениями, которые можно использовать почти на каждом уроке в любом классе, в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

    По итогам заседания районного методического объединения учителей биологии и химии решено:

      1. Использовать задания для подготовки к олимпиадам на профильных сменах в Точках Роста района.

      2. Учитывать типичные ошибки детей в вопросах с развернутым ответом при подготовке и оценивании работ ВПР и ОГЭ.

      3. Использовать полученный опыт быстрого запоминания на своих уроках.

Материалы ММО

   Подготовка школьников к олимпиадам по химии 

Эффективные приемы быстрого запоминания, как залог успешного обучения

 

                                                        

     01.12.2023 на базе МКУ «ИМЦ» прошло заседание ММО учителей химии и биологии, в работе которого приняли участие учителя из 9 общеобразовательных учреждений.

     Тема: «Формирование функциональной грамотности на уроках биологии и химии».

     Цель: Поделиться опытом формирования ФГ на интегрированных уроках биологии и химии.

 

Задачи:

1. Выполнить практическое задание, рекомендованное на проектировочной сессии, организованной кафедрой естественно-научного образования кафедрой НИПКиПРО;

2. Обсудить результаты педагогической диагностики по формированию функциональной грамотности, проведённого в ОО в апреле 2023 г;

3. Рассмотреть эффективные приемы формирования и развития математической грамотности учащихся при обучении биологии и химии;

4. Поделиться опытом в осуществлении меж предметных связей в процессе обучения биологии и химии для формирования ФГ.

 

     В рамках заседания было предложено выполнение практического задания, рекомендованного на проектировочной сессии, организованной кафедрой естественно-научного образования НИПКиПРО. В задании необходимо было проанализировать список всех лабораторных работ по биологии с 5 по 9 классы, проверить их на соответствие планируемым метапредметным и предметным результатам, обосновать целесообразность и возможность проведения каждой из них или объединить некоторые из них вместе. Работая в парах, педагоги отработали список работ определенного класса и защитили полученные результаты, обменялись практическим опытом проведения некоторых лабораторных работ. Также педагогам было предложено методическое пособие, разработанное на кафедре НИПКиПРО, в помощь при проведении лабораторных работ на уроках биологии.

     На следующем этапе руководитель ММО познакомила с результатами педагогической диагностики по формированию функциональной грамотности, проведённого в ОО в апреле 2023 г. Были выделены школы, показавшие лучший результат по району. Проанализированы задания, с которыми обучающиеся района справились лучше и хуже всего, какие умения и навыки «западают» у детей.

     Для того чтобы рассмотреть эффективные приемы формирования и развития математической грамотности учащихся, был организован просмотр видеофрагментов уроков биологии и химии, на которых педагоги района поделились своим практическим опытом. Математическая грамотность необходима на уроках биологии при измерении биологических объектов, определения скорости движения, решения задач по генетике, определения калорийности пищи, при работе с графиками и др. Уроки химии более тесно связаны с математикой и не представляются возможными без нее уже начиная с первых уроков: определение валентности и составление формул, расстановка коэффициентов, решение задач и многое другое.

     Большинство учителей района являются совместителями разных предметов, интересно было поделиться опытом и показать, как осуществляются межпредметные связи в процессе обучения биологии и химии с другими предметами. Для этой цели педагоги подготовили видео фрагменты уроков, с разными примерами межпредметных связей. Одним из таких примеров был урок физической культуры, на котором дети выполняли упражнения по дыхательной гимнастике и обосновывали ее значимость для здоровья. Другим примером был урок географии по теме «Гидросфера», где обучающиеся выполняли практическую работу по изучению свойств воды, данные знания актуальны для уроков и биологии, и химии.

     Данное заседание прошло продуктивно, педагоги проанализировали возможность и целесообразность проведения всех лабораторных работ в разных классах, обсудили результаты мягкого мониторинга по ЕНГ-23, обменялись практическим опытом в формировании математической грамотности на уроках биологии и химии.

 

По итогам заседания районного методического объединения учителей биологии и химии решено:

1. Рассмотреть практическое задание, рекомендованное на проектировочной сессии, организованной кафедрой естественно-научного образования НИПКиПРО на заседаниях ШМО в школах района.

2. Продолжить работу по формированию ФГ на уроках биологии и химии. Использовать полученный опыт по формированию математической грамотности на своих уроках.

3. Использовать полученный опыт по формированию математической грамотности на своих уроках.

 

 

   04.09.2023 состоялось заседание ММО учителей химии и биологии в дистанционном формате, в работе которого приняли участие учителя из 9 общеобразовательных учреждений.

  Тема: «Организация образовательного процесса преподавания биологии, химии в контексте ФГОС и ФООП».

  Цель: Организация работы педагогов района, их мотивирование на работу в новом учебном году.

В рамках заседания рассмотрены следующие вопросы:

1. Трансляция и обсуждение видеозаписи методической сессии, организованной кафедрой НИПКиПРО в рамках XXIII съезда работников образования Новосибирской области;

2. Знакомство с изменениями в рабочих программах по биологии и химии в связи с переходом на ФООП, особенностями работы в 5-7 классах;

3. Новый порядок аттестации педагогических работников;

 4. Утверждение плана работы ММО учителей биологии, химии на 2023-2024 учебный год.

  По первому вопросу была представлена видеозапись трансляции методической сессии, организованной кафедрой НИПКиПРО в рамках XXIII съезда работников образования Новосибирской области. Особое внимание уделили выступлению Величко А.Н., доценту кафедры естественнонаучного образования, которая подробно рассказала на какие документы стоит опираться учителю в своей работе в период перехода на федеральные основные образовательные программы.

  На следующем этапе Руководитель ММО познакомила с возможными вариантами перехода на ФОП по биологии в зависимости от концентрической и линейной программ. Ознакомила с рекомендованным графиком перехода в 2023-2024 учебном году. Был сделан акцент на то, что каждая образовательная организация сама решает каким образом осуществлять переход на ФООП. Руководитель ММО подробно рассказала какие изменения нужно внести в рабочие программы по предметам в связи с переходом на ФОП. Отдельно обсудили особенности ведения биологии в 7 классе, о том, как организовать работу детей и составить календарно-тематическое планирование, чтобы не дублировался материал прошлого года. Затронули вопрос об учебниках, учебных пособиях и цифровых ресурсах, которые можно использовать в работе. Обсудили тонкости работы в конструкторе при составлении рабочих программ.

  В рамках заседания ММО представлен фрагмент выступления Воробьевой А.И., секретаря аттестационной комиссии, об изменениях в порядке аттестации, об основных нововведениях, о новых квалификационных категориях «педагог-методист» и «педагог-наставник», о сроках действия полученных категорий.

  В конце заседания учителя были ознакомлены с планом работы на 2023-2024 учебный год и вопросами, которые необходимо подготовить.

  По итогам заседания ММО учителей биологии и химии решено:

1. Для 7 класса сделать дополнение к пояснительной записке, в котором прописать все изменения в календарно-тематическом планировании, в связи с переходом на ФООП, чтобы не допустить дублирования материала по биологии углубить и расширить материал за счет: внесения регионального компонента, расширения понятийного аппарата, работы с текстом и формирования функциональной грамотности, подготовки к ВПР, ГИА, олимпиадам.

 2. Для 8-9 классов уменьшить количество часов до 68, в связи с изменением количества учебных недель и скорректировать КТП.

3. Для 8-9 классов сделать дополнение к рабочей программе, в котором привести планируемые результаты обучения в соответствие с ФООП. 4. Утвердить план работы на новый учебный год.


                                                             2022-2023 учебный год

   План работы ММО учителей химии и биологии на 2022-2023 учебный год (посмотреть)                                                                                                                                        

   Анализ результатов мониторинга естественно-научной грамотности среди обучающихся 8-х классов за 2022-2023 учебный год (посмотреть)

     Самообследование результатов работы ММО учителей химии, биологии Северного района за 2022/23 учебный год (посмотреть)


    Методическая копилка учителей химии и биологии Северного района (посмотреть)


                                                    2021-2022 учебный год

Анализ результатов работы ММО учителей химии и биологии Северного района (посмотреть)   


 

  10.04.2023 на базе МКУ «ИМЦ» прошло заседание районного методического объединения учителей химии и биологии по теме «Формирование познавательного интереса обучающихся к биологии и химии», в работе которого приняли участие учителя из 7 общеобразовательных учреждений.

  Цель: Организация работы педагогов района по формированию интереса к предметам естественнонаучного цикла.

  В рамках заседания были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Обсуждение информации стратегической сессии, организованной кафедрой естественно-научного образования НИПКиПРО по единой региональной теме методической работы. (Шуршева С.В.)

  2. Практикум для учителей района: «От создания условий формирования функциональной грамотности, обучающихся к достижению планируемых результатов в контексте актуальных ФГОС ОО». (Шуршева С.В.)

   3. Эффективные виды и формы работы учителя по развитию творческого потенциала личности учащегося. (Поцелуева О.А.)

  4. Шефство и наставничество как залог успеха. (Бухтиярова А.П.)

  5. Тренинг для педагогов «Профессиональное выгорание». (Макарова О.В.)

  На заседании были рассмотрены основные направления воспитания, опирающиеся на традиционные ценности, ФОП как инструмент достижения результатов освоения ООП, эффективные виды и формы работы учителя по развитию творческого потенциала личности учащегося. Для повышения уровня компетентности учителей района был проведен практикум по функциональной грамотности, где педагоги смогли проанализировать задания из ВПР и ОГЭ и соотнести их с основными составляющими ФГ и метапредметными результатами. Центральное место занимал метод моделирования. Опыт работы Поцелуевой О.А. сопровождался видеоматериалами, где можно было познакомиться и взять на заметку большое разнообразие моделей – работ детей по разным темам курса биологии. Вопрос «Шефство и наставничество как залог успеха», вызвал дискуссию учителей. Педагоги делились примерами из опыта своей работы. Самыми актуальными оказались варианты наставничества: «учитель – неуспевающий ученик», «учитель – одаренный ученик», «учитель – ребенок ОВЗ», «учитель – учитель». С введением проектной деятельности в школе, участие в конкурсах исследовательских работ часто стала применяться форма «учитель – ученик», где учитель является наставником при совместной работе над проектом или исследованием.

   В заключении заседания прошел тренинг «Профессиональное выгорание педагогов». Тренинг прошел позитивно в дружеской и непринужденной обстановке, в заключении которого педагоги пришли к выводу, что энергии и заряда бодрости для работы еще достаточно.

                

 

                                           


30.01.2023 на базе МКОУ Бергульской ОШ прошло заседание РМО учителей химии и биологии, в работе которого приняли участие учителя из 8 общеобразовательных учреждений.

  Тема: «Формирование базовых исследовательских умений при обучении биологии и химии».

   Цель: знакомство с возможностями цифрового оборудования «Точки роста» при обучении химии и биологии.

    Задачи:

1. Поделиться опытом исследовательской деятельности на уроках биологии и химии;

2. Показать возможности «Точки роста» в урочной и внеурочной деятельности;

3. Познакомиться с использованием элементов технологии разноуровнего обучения на практических работах;

4. Рассмотреть домашний химический эксперимент как средство и условие развития творческого потенциала личности учащихся и привития интереса к предмету.

  Все вопросы заседания касались формированию базовых исследовательских умений при обучении биологии и химии. В начале заседания прошел открытый урок биологии в 6 классе по теме «Дыхание растений». Тип урока предполагал получение новых знаний. На уроке были использованы наглядные методы обучения, а именно опыт, доказывающий дыхание всех органов растения, опыты, подтверждающие выделение углекислого газа и тепла в процессе дыхания. Дети по ходу урока пытались анализировать результаты опытов и формулировать выводы. Задания на закрепление нового материала предусматривали проверку читательской и естественнонаучной грамотности. В рамках РМО учителей химии и биологии прошел семинар-практикум для учителей «Возможности «Точки роста», на котором педагоги проверили свои компетенции. Семинар проходил в форме квеста, состоял из 5 станций: «Химические», «Биологические», «Цифровые», «Методические», «Математические» компетенции. Учителям предоставилась возможность поработать с цифровыми и электронными микроскопами, датчиками температуры. По завершению семинара, учителя получили сертификаты.

                   

   Люст А.Г. представила опыт работы по организации экспериментальной деятельности на уроках химии и в домашних условиях. В ходе выступления учителя взяли себе на заметку новые оригинальные опыты по данной теме. Представление опыта работы сопровождалось фотографиями и видеороликом.

   Сидорова Т.Н. представила опыт работы по использованию элементов технологии разноуровнего обучения на практических работах. Цель этой технологии: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

                                            

   В заключении заседания обсудили изменения в ОГЭ по биологии, о сокращении времени экзамена, повышении общего балла, рассмотрели некоторые задания. Познакомились со статистическим анализом итогов ВПР, рассмотрели «западающие» задания.

    По итогам заседания районного методического объединения учителей биологии и химии решено: использовать полученный на заседании материал в урочной и внеурочной деятельности для формирования базовых исследовательских умений при обучении биологии и химии.


   18 ноября 2022 года прошло заседание районного методического объединения учителей химии и биологии, в работе которого приняли участие учителя из 10 общеобразовательных учреждений. Заседание провел руководитель ММО Шуршева С.В.. Все вопросы заседания касались развития функциональной грамотности обучающихся.

    В начале заседания познакомились с вопросом: «Использование дидактических материалов на уроках химии и биологии для формирования ЕНГ». Из этого вопроса узнали о пользе и преимуществах использовании дидактических материалов. Оказалось, что они экономят время при проверке домашних заданий, стимулируют самостоятельность обучающихся и развивают функциональную грамотность. Увлеченные дидактическим материалом дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки. А так же о разнообразии дидактического материала, которое учитель использует в своей практической деятельности. Рассказ был подкреплен фотографиями с уроков, подтверждающих применение дидактических материалов.

    На следующем этапе заседания заслушали вопрос о том, как можно обучать чтению учебно-научных текстов с использованием технологии продуктивного чтения на примере предмета «Химия». В ходе выступления учителя взяли себе на заметку новые оригинальные задания по данной теме.

   Интересным и подробным получилась информация об использовании на уроках эвристических задач. Учителя познакомились с такими методами как: «вживание», «символического видения», «прогнозирование» и др. Узнали об отличительных признаках эвристических задач от метода проектов и проблемного обучения. Эвристические задачи развивают креативность и творческий потенциал школьников, что способствует формированию функциональной грамотности.

   На вопрос: «Опыт участия учителей биологии, химии и обучающихся в конкурсах и проектах глобальной сети Интернет, дистанционных курсах», поделились опытом сразу несколько учителей. Как правильно выбрать конкурс, на что обратить внимание, каким образом можно мотивировать детей на участие в конкурсах, как правильно спланировать и организовать работу детей – ответы на все эти вопросы можно было получить, слушая выступления педагогов. Для участия были рекомендованы конкурсы от Васюганского заповедника, сайта «Инфоурок», «Фоксфорд», «Учи.ру». Образовательные платформы: «Экокласс», «ГлобалЛаб», «Лекториум» и другие.           

     Далее затронули тему учебников и учебных пособий по биологии и химии, которые оказались в списке рекомендованных и допущенных в новом ФПУ. В заключении заседания обсудили проектировочную сессию, организованную кафедрой естественно-научного образования НИПКиПРО по единой региональной теме методической работы.

    По итогам заседания районного методического объединения учителей биологии и химии решено:

   1. Использовать полученный на заседании материал в урочной деятельности для развития функциональной грамотности обучающихся.

   2. Подождать с выбором учебников по химии и биологии по обновленному ФГОС, посмотреть вебинары, где будут обзоры данных учебников и более подробно изучить Федеральный перечень учебников и учебных пособий.

  3. Повысить активность участия в конкурсах и проектах глобальной сети Интернет, дистанционных курсах учителей и обучающихся.


    26.08.2022 года прошло заседание районного методического объединения учителей биологии и химии по теме «Организация образовательного процесса преподавания биологии, химии и особенности методической работы в 2022-2023 учебном году». Заседание провела Шуршева Светлана Васильевна руководитель РМО учителей биологии и химии, учитель химии и биологии МКОУ Бергульской ОШ.  В работе приняли участие педагоги из 11 общеобразовательных организаций.

     По вопросу «План работы РМО на 2022 -2023 учебный     год» заслушали руководителя методического объединения Шуршеву С.В., которая познакомила с планом работы на год. Приоритетным направлением остается развитие функциональной грамотности школьников, этой теме будет посвящено второе заседание, на котором запланировано рассмотрение дидактических материалов для обучения биологии и химии; обучение чтению учебно-научных текстов с использованием технологии продуктивного чтения на примере предмета «Химия», а также практикум по составлению эвристических задач для развития креативности.

     По вопросу «Рабочие программы по предметам, их соответствие государственным стандартам, объемам практической части и графику прохождения учебного материала» педагоги рассказали о готовности рабочих программ по предмету на новый учебный год, обсудили как педагоги запланировали работу по обновленному ФГОС. Педагоги планирует работать по учебникам (ФПУ №254, №766) и использовать цифровые образовательные платформы (ЯКласс, 1С урок, Образовариум и другие).

      Так же Шуршева С.В. рассказала о сроках прохождения ВПР и школьного этапа ВсОШ по предметам, обратила внимание что олимпиада по экологии проводится с 5 класса, так как в прошлом году был очень низкий процент участия, провела семинар-практикум: «Через инновации к качеству образования», целью которого было: повысить мотивацию педагогов к применению современных технологий в образовательном процессе. В процессе практикума педагоги увидели, что для того, чтобы образовательный процесс был организован эффективно и с пользой, как для преподавателя, так и для обучающихся; чтобы одним было интересно учить, а другим учиться; чтобы качество образования и результат обучения были на достаточно высоком уровне, необходимо что-то менять в организации всего образовательного процесса, а также в организации и проведении учебных занятий, в частности. Педагоги сами определили необходимые качества современного учителя, которые бы удовлетворили потребности как ученика, так и администрацию школы. Благодаря данному практикуму педагоги получили мотивацию на новый учебный год.

Педагоги были ознакомлены с материалами методической сессии проведенной в рамках XXII съезда работников образования Новосибирской области «Воспитание и развитие личности – приоритет государственной образовательной политики».


   05.04.2022 на базе МКУ «ИМЦ» Северного района Новосибирской области посредством платформы для видеоконференций и совместной работы  — BВВ  состоялось заседание ММО учителей химии и биологии.

Тема: «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: методические особенности формирования глобальных компетенций и креативного мышления на уроках химии и биологии».

Цель: Организация работы педагогов района по формированию креативного мышления обучающихся на уроках биологии и химии.

Задачи:

1.                 Рассмотреть эффективные приемы работы и разнообразие заданий по формированию креативного мышления на уроках биологии и химии;

2.                 Рассмотреть современные цифровые образовательные ресурсы, которые может использовать учитель при формировании ФГ;

3.                 Показать особенности работы с одаренными и мотивированными детьми в условиях формирования естественнонаучной ФГ;

4.                 Подвести итоги работы за учебный  год.

В работе РМО приняли участие 13 педагогических работников из 11 общеобразовательных учреждений.

В рамках заседания были рассмотрены следующие вопросы:

·                   Особенности работы с одаренными  и мотивированными детьми в условиях формирования  естественнонаучной  грамотности (Кейль С.А.)

·                   Современная  цифровая образовательная среда- новые возможности для  современного учителя при формировании  ФГ (Аверченко Л.С.)

·                   Мастер- класс по теме «Задания в курсе биологии, выводящие на уровень развития креативности и функциональной  грамотности» (Бухтиярова А.П.)

На заседании было уделено внимание формированию креативности на уроках биологии и химии. В рамках мастер-класса  представлены разнообразные задания по  биологии. Познакомились со способами выявления одаренных детей и формами работы, с помощью которых можно развивать «одарённость», обсудили наличие одаренных детей в районе по направлению химия-биология и формы работы с ними.

В полном объеме был раскрыт вопрос «Современная цифровая образовательная среда – новые возможности для современного учителя при формировании ФГ», в ходе которого были раскрыты плюсы цифровой образовательной среды, как для педагогов, так и для учеников. Опытный педагог, который по совместительству является  и учителем информатики, познакомила не только с разнообразием сервисов для формирования ФГ, но и провела большой обзор цифровых образовательных платформ, которыми можно воспользоваться на уроках химии и биологии. Отдельное  внимание  было посвящено переходу на обновленный ФГОС.

    

  


 

  21.01.2022 года прошло заседание районного методического объединения  по теме  «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: методические особенности формирования читательской ФГ на уроках химии и биологии». Заседание провела Шуршева Светлана Васильевна, учитель химии и биологии  МКОУ Бергульской ОШ.  В  работе приняли участие  педагоги из 11 общеобразовательных учреждений.

О  формировании читательской грамотности на уроках биологии и химии заслушали Штрауб Г.В. учителя химии и биологии МКОУ Новотроицкой ОШ. Она рассказала, что такое читательская грамотность, какие проблемы существуют у школьников при работе с текстом, с какого возраста лучше всего формировать читательскую грамотность.

Шуршева С.В., учитель биологии и химии МКОУ Бергульской ОШ показала мастер-класс «Разные типы заданий по формированию читательской грамотности в работе с текстом»,   в ходе которого учителя познакомились с эффективными методами, такими как: «Кубик Блума», «Мозайка», «Найди ошибку», «Узнай по описанию», «Сравни по тексту», «Интеллект-карты», «Сделай по инструкции», «Восстанови порядок действий» и другими.

Своим опытом работы по теме: «Особенности работы с детьми, имеющими статус ОВЗ на уроках химии», поделилась  учитель химии Люст А.Г.  МКОУ Северной  СШ. Из ее выступления педагоги узнали о тонкостях работы с детьми с ОВЗ, взяли себе на заметку разнообразие развивающих заданий, например: «цветной конспект», «Конверт химика», работа с аппликацией и пластилиновыми моделями. Приоритетными технологиями, в работе с детьми с ОВЗ, остаются здоровьесберегающие и игровые технологии.

Горбунова Н.А., учитель МКОУ Витинской ОШ выступила по теме: «Параметры индивидуальной образовательной траектории ученика и критериев оценки его личностного роста».  Из доклада узнали, что новые стандарты ФГОС -21 требуют изменить фокус обучения так, чтобы ребёнок стал субъектом своего образования.

По  вопросу «О необходимом количестве учебных часов для реализации рабочей программы по биологии и химии»  заслушали руководителя РМО учителей биологии и химии Шуршеву С.В.. Она рассказала о рекомендуемом количестве учебных часов для реализации рабочей программы по биологии и химии. А так же сделала  анализ  результатов ОГЭ по биологии и химии за 2020-2021 учебный год,  рассмотрела задания, с развернутым ответом и задания, которые были выполнены слабее всего по району,  обратила внимание на необходимость тренировки детей в заполнении экзаменационных бланков, о часто встречающихся ошибках при заполнении. Учителя были проинформированы о публикации новых демоверсий ВПР на сайте «ФИОКО» для ознакомления и подготовке детей. Был рассмотрен  вопрос о профессиональных дефицитах среди учителей района (молодых и учителей-совместителей).

     


 

   19.11.2021 года прошло заседание районного методического объединения  по теме  «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: методические особенности формирования естественнонаучной ФГ». Заседание провела Шуршева Светлана Васильевна, учитель химии и биологии  МКОУ Бергульской ОШ.  В  работе приняли участие  педагоги из 11 общеобразовательных учреждений.

Руководитель РМО Шуршева Светлана Васильевна, учитель химии и биологии  МКОУ Бергульской ОШ познакомила педагогов  с вопросом: «Современный урок как основа для развития естественнонаучной функциональной грамотности обучающихся». Из этого вопроса узнали, как правильно формировать ФГ на разных этапах урока, рассмотрели достоинства тренажера «Живые системы» для формирования ЕФГ и  что формировать ФГ можно на внеклассных мероприятиях, классных часах, кружках и курсах внеурочной деятельности.

Макарова Оксана Владимировна, учитель географии МКОУ Биазинской средней школы, провела мастер-класс «Эффективные приёмы работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках химии и биологии». В результате выступления учителя познакомились с эффективными методами, такими как: метод проблемного обучения, технологии критического мышления, прием «карусель», показала примеры заданий, способствующих формированию ЕФГ.

Бойченко Оксана Петровна,  учитель математики МКОУ В - Красноярской средней школы, поделилась опытом работы  по теме «Активация межпредметных связей для формирования естественнонаучной ФГ».  Она рассказала о проведении интегрированных уроках (химия, биология) в 5 - 9 классах. Была подчеркнута и аргументирована необходимость формирования ФГ на более ранних этапах развития, начиная с детского сада.

    С вопросам об  основных подходах к оценке естественнонаучной грамотности на уроках химии и биологии  выступила  Сидорова Татьяна Николаевна, учитель химии и биологии МКОУ Остяцкой ОШ. Она  рассказала  о трех уровнях сформированности ЕФГ: интерпретивном, рефлексивном и функциональном. Также были рассмотрены задания, с помощью которых можно формировать данные компетенции.

    Руководитель РМО Шуршева Светлана Васильевна  представила отчет о выполнении ВПР по биологии и химии за 2020-2021 учебный год, проанализировала задания, которые были выполнены по району. Обсудили что изменилось и появилось нового в обновленном ФГОС-21, подробно рассмотрели примерную рабочую программу по биологии, обратили внимание на перестановку тем в разных классах.


 

27 августа 2021 года состоялось заседание районного методического объединения учителей химии и биологии по теме: «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: приоритетные задачи на 2021/2022 учебный год». Заседание провела Шуршева Светлана Васильевна, руководитель РМО учителей химии и биологии.    На заседании присутствовали представители от всех общеобразовательных организаций Северного района.

      Руководитель РМО Шуршева Светлана Васильевна, используя материалы методической сессии «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся средствами естественнонаучных дисциплин и географии: воспитательный аспект», организованной кафедрой естественнонаучного образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, рассказала о приоритетных задачах на 2021/2022 учебный год.

В рамках заседания ММО учителей химии и биологии рассмотрены следующие вопросы:

1.      «Современный учитель – функционально грамотный учитель», в ходе которого было рассмотрено   содержание ЕНГ, подчеркнута необходимость формирования ЕНГ, подходы по формированию ЕНГ как на уроке, так и вне урочной деятельности, способ диагностирования сформированности ЕНГ.

2.      «Использовании методических рекомендаций и заданий по формированию естественнонаучной функциональной грамотности на уроках биологии и химии». Важной компетентностью учителя является умение самостоятельно составлять задания по ФГ, для формирования этого умения была предложена презентация «Требования к составлению заданий для формирования ФГ» и проведен практикум «Особенности заданий по формированию ФГ». По предложенному шаблону каждый учитель попробовал составить задание по предмету, благодаря чему был сформирован банк заданий по предметам естественнонаучного цикла.

Для определения дефицитов профессиональных навыков по формированию функциональной грамотности, провели анкетирование педагогических работников «Выявление трудностей и имеющегося опыта по формированию функциональной грамотности обучающихся на уроке, во внеурочной деятельности, предложения по реализации формирования функциональной грамотности обучающихся». По итогам анкетирования было выявлено, что большинство учителей понимают, что такое «функциональная грамотность» и для чего необходимо ее формировать у обучающихся. Также выявлено, что содержание и методический аппарат используемых учебников не позволяют вести эффективную работу по формированию функциональной грамотности. Мотивируя учителей на внедрение в педагогическую деятельность современных технологий, позволяющих формировать у обучающихся естественнонаучную ФГ, был предложен список материалов (вебинаров, курсов ПК и др.) для ознакомления и возможного использования в своей работе.

В ходе заседания говорилось о необходимости организовать проведение учителями в своих ОО педагогической диагностики уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся. Исходя из опыта 2020-2021 учебного года, было рекомендовано еще раз вернуться   к вопросу о проведении диагностики уровня сформированности естественно-научной грамотности посредством использования платформы РЭШ. Для тех ОО, которые не использовали эту платформу, сделана презентация с подробными инструкциями.

  • План работы ММО учителей химии и биологии (скачать)


 

28.04.2021 состоялось заседание РМО учителей химии и биологии по теме «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках естественно-научного цикла».

 

Заседание проведено по материалам установочной сессии, представленным кафедрой естественнонаучного образования НИПКиПРО.

В рамках заседания ММО учителей химии и биологии рассмотрены следующие  вопросы:

1. Общие положения по формированию функциональной грамотности по естествознанию.

2. Разбор и решение примерных заданий PISA по биологии и химии.

По первому и второму вопросу выступала руководитель РМО Люст А.Г., учитель химии и биологии МКОУ Северной СШ. Она познакомила присутствующих с материалами о процедуре проведения PISA, рассмотрены новые требования к рабочим программам и КИМам, в связи с проведением метапредметных мониторинговых мероприятий. Проведено обсуждение заданий по химии и биологии, формирующих функциональную грамотность у обучающихся.

Принято решение:

1.     До 28.08.2021 года внести изменения в рабочие программы и КИМы, направленные на формирование функциональной грамотности по предметам естественно-научного цикла.

 

  

    

Дата последнего обновления страницы 07.05.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»